Образование среднее специальное Место работы Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида Должность учитель начальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Средства развития мелкой моторики (как на уроках так и во внеурочное время) Пластилин Природный материал Песок Куклы Нитки, тесьма, веревки, шнурки Крупа,
Advertisements

«Играя пальчиками, развиваем речь». МКДОУ Митрофановский детский сад Учитель- логопед Шафоростова Елена Ивановна.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа 3 Петроградского района Санкт-Петербурга Шевелева В.К. Учитель-логопед, высшей квалификационной.
Развитие мелкой моторики. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия,
Развитие мелкой моторики. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия,
Развитие мелкой моторики. Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые.
В развитие речи малышей Пальчиковые игры. Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа.
В развитие речи малышей Пальчиковые игры. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.
Развитие мелкой Моторики. Выполнила: воспитатель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ 61» д/с 118 «Родничок» Якущенко Наталья Степановна IV Всероссийский.
При этом происходит: Развитие мозга ребенка Стимулирование развития речи Развитие творческих способностей Развитие фантазии Расслабление мышц рук и всего.
ДС 264 гр Крохи «Весёлые пальчики»
Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи детей. МБДОУ детский сад комбинированного вида 84 «Радуга» Туранова Я.Е.
При этом происходит: Развитие мозга ребенка Стимулирование развития речи Развитие творческих способностей Развитие фантазии Расслабление мышц рук и всего.
Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С ( к ) ОУ VIII вида Швецова Зинаида Владимировна педагог- психолог СКОУ VIII –го.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в играх и упражнениях с предметами». Подготовила и провела учитель-логопед Климова Е.И. ГБДОУ д/с.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 479 комбинированного вида города Челябинска Использование технологии «Пальчиковая.
Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани Дальше Вода Игры на кухне Карандаши, счетные палочки Конструктор, мозаика Песок Куклы Бумага Разные материалы Крупа,
Методический семинар Тема: Большие возможности мелкой моторики Подготовила: Новокрещенова Ирина Григорьевна воспитатель первой квалификационной категории,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 4» Развитие мелкой моторики.
Транксрипт:

Образование среднее специальное Место работы Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида Должность учитель начальных классов Стаж 45 лет Девиз - «Пока работаю - живу!»

Автор презентации Рагозина В. Г. Леушинская Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат Упражнения для коррекции и развития мелкой моторики рук

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Мария Монтессори

У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

Отсутствие или неполноценность представлений об окружающем сказывается на развитии речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков по самообслуживанию.

В специальных коррекционных школах широко используются наглядные средства, иллюстрирующие изучаемый материал и приспособленные к восприятию их посредством осязания и зрения: предметы и их изображения, модели и макеты зданий, чучела животных, муляжи овощей, рельефные рисунки, дидактический материал по грамматике, рассыпная азбука, прибор прямого чтения и др.

Можно систематизировать упражнения и игровые задания по характеру деятельности в 4 группы: 1 связана с распознаванием предметов; 2 направлена на развитие координации движений; 3 развивает ловкость пальцев; 4 направлена на общее развитие мелкой моторики.

У детей со сложной структурой дефекта отмечается патологическое состояние кистей рук, недостаточность зрительно-моторной координации, хватания и манипулятивной деятельности. Работая над развитием мелкой моторики рук у детей со сложной структурой дефекта педагог развивает тактильное восприятие детей, координацию и ловкость, тонкие дифференцированные движения пальцев, что помогает формированию навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, письма и существенно влияет на развитие познавательной деятельности и речи.

Таким образом, можно утверждать, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Средства развития мелкой моторики

ПластилинБумага Крупа, бусы, пуговицы Природный материал Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани Куклы ПесокВода Карандаши, счетные палочки

Упражнения с пластилином Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные упражнения с пользой для общего развития ребенка. Покажите ребенку все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.

Упражнения с пластилином Мнем и отщипываем Надавливаем и размазываем Скатываем шарики, раскатываем колбаски Режем на кусочки Лепим картинки

Упражнения с бумагой Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Упражнения со счетными палочками В этих упражнениях хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.

Упражнения с конструктором, мозаикой

Развитие тактильных ощущений

Упражнения с пуговицами Пуговичный массаж: Заполните просторную коробку пуговицами. Опустите руки в коробку; Поводите ладонями по поверхности; Перетирайте пуговицы между ладонями; Пересыпайте их из ладошки в ладошку; Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Упражнения с крупой, бусами «Ракушка» - круглая игрушка, в которой перекатывается один или несколько шариков или бусинок. Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки. «Божьи коровки» - просто круглые мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, различных по размеру и с разными наполнителями: в самой маленькой игрушке могут быть опилки, в средней - гречневая крупа, в более крупной - горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т.п. «Черепашка» - круглый мешочек, заполненный любым наполнителем. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Наполнители могут быть разными. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну черепашку на другую) и т.п.

Упражнения с крупами Прячем ручки Пересыпаем крупу Дождь, град Покормим птичек Разложи по тарелочкам Вкусная кашка Найди игрушку Игра «Золушка» «Отгадай, какая крупа в мешочке» «Сухой бассейн» из гороха и фасоли

Упражнения с природным материалом Гуляя с детьми во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно- двигательное восприятие ребенка.

Рисование Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Упражнения с песком - Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора. - Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. - Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. - Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

Упражнения с водой - Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз. - Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой. - Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.

Шитье, вязание, плетение, застежки

Упражнения с веревочкой Как и любое упражнение, требующее концентрации внимания, упражнения с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.

Шнуровки

Куклотерапия В куклотерапии с «особыми» детьми используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Разработаны и применяются следующие виды кукол: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы- рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы- марионетки.

Русские народные куклы Обереги Обрядовые

Русские народные куклы

Массаж кистей рук и пальцев Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: Самомассаж тыльной стороны кистей рук Самомассаж ладони Самомассаж пальцев рук

Массажеры Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Упражнения с мячами 1.учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его; 2.катать мяч по часовой стрелке; 3.держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Четки можно купить или сделать из крупных бусин. Ребенок проговаривает строчку стихотворения и откладывает бусину (но не как на счетах, а держа четки этой же рукой). Работают 1-й, 2-й 3-й пальцы, а 4-й и 5-й держат четки. Упражнение выполняется попеременно каждой рукой. Упражнение с четками

Пальчиковая гимнастика Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок, коррекционное занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи. Учитель знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы. 1 группа. Упражнения для кистей рук 2 группа. Упражнения условно статические 3 группа. Упражнения для пальцев динамические

Народные пальчиковые игры С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в грудном возрасте. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Например, «Сорока- ворона», «Перепелочка», «Кисель», «Банька», «Барашка купишь?» и другие.

Народные пальчиковые игры Их смысл не только в развитии мелкой моторики. Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания.

Народные пальчиковые игры

Заключение Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям: овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

Спасибо за внимание!