ГБОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ 1472 Учитель МХК Беленькая Е.Э.
Фотография (фр. photographie от др.-греч. свет и пишу; светопись техника рисования светом) получение и сохранение неподвижного изображения при помощи светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в фотокамере. это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что характерно для любого вида искусства.
Камера-обскура (лат. camera obscūra «тёмная комната») простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке.
Фрагмент пейзажа Яна Вермеера Дельфтского, созданный при помощи камеры-обскуры
Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом, но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «Вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры- обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.
«Вид из окна», 1826 Первая фотография в мире
1839. Изобретение фотографиии: француз Луи́-Жак Манде́ Даге́р опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. Снимок получился довольно высокого качества, с хорошо проработанными деталями. Однако, его копирование было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия.
Первая коммерческая фотокамера (дагерротип) Собрана Альфонсом Жиро в Париже 19 августа 1839 г.
Фотография как искусство В XX веке, когда техника фотографии достаточно усовершенствовалась, появились достаточно чувствительные фотографические материалы и удобные фотоаппараты, фотография превратилась из технического курьёза в один из типов изобразительного искусства, родственного живописи, но отличающегося от неё. Особое место и значение фотографии в художественной культуре связано с технической, научной сущностью фотографии. Важнейшим свойством фотографии является её достоверность, подлинность запечатлённых событий. Одновременно с этим, изображение, как и в живописи или рисунке, несёт в себе художественное обобщение, раскрытие внутреннего смысла показанной ситуации, характер изображаемого человека и многое другое. Часть современных жанров фотографии повторяет соответствующие жанры живописи, часть же специфична только для фотографии.
Съемка с воздуха. Панорама Парижа Домье О. Надар, поднимающий фотографию на высоту искусства. 1856
Фотограф является художником, располагающим определёнными «красками» фототехникой и фотоматериалами. Фотограф использует изобразительные средства фотографии (точка съёмки, ракурс, линейная композиция, план, перспектива, освещение), родственные изобразительным средствам живописи. Дополнительным инструментом является химико-фотографическая обработка.
Живопись и фотография: общее и различия Основное отличие: Фотография точнее воспроизводит действительность, фотография – ее документальное изображение
Но на протяжении столетий изобразительное искусство тоже существовало для того, чтобы отображать жизнь. Художники стремились к точному изображению окружающего мира. Живопись и фотография: общее и различия Моне К. Руанский собор в солнечном свете. 1894
Живопись и фотография: общее и различия Анна Клевская. Ганс Гольбейн Младший, 1539 В эпоху Возрождения получили распространение женские портреты, предназначавшиес я для предполагаемого жениха. Так происходило знакомство.
Ведута (итал. veduta, «вид») жанр европейской живописи. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа. Кваренги, Джакомо. Вид Михайловского замка
Анна Ахматова Рисунок А. Модильяни. 1911
Анна Ахматова Н. Альтман. Портрет А. А. Ахматовой, 1914
Анна Ахматова Фотопортрет работы М.С. Наппельбаума «Взглянув на нее, понимаешь, как Россией могла управлять императрица… Именно ей я обязан лучшими своими человеческими качествами… В ней никогда не было ненависти, она никого не упрекала, ни с кем не сводила счеты. Она просто могла многому научить». И. Бродский
ПРОВЕРЯЕМ СВОИ ЗНАНИЯ! 1. Дайте определение фотографии. 2. Сравните живописный и фото портреты. Что Вы можете сказать об изображенном на них человеке? Благодаря какому изображению Вы узнали больше? 3. Чем фотография отличается от живописи?