Групповой исследовательский проект: «Как изменяется настроение и состояние здоровья учителя в течение рабочей недели?»
учащихся 7 «А» класса МОУ СОШ 23 с.Новозаведенного Макреева Дмитрия, Гарбуновой Олеси, Кандыбина Сергея, Богданенко Дианы. Руководитель проекта: учитель физической культуры Алексеева Н.М.
Человечество уже много веков размышляет о своем здоровье и ищет возможности поддерживать его как можно дольше.
Учителя – представители стрессогенной профессии.
Мы решили узнать, как изменяется настроение и состояние здоровья учителя в течение рабочей недели.
Мы предполагаем: как здоровье школьников, так и здоровье учителей прямо зависит и больше всего страдает от двух факторов: ненормированной продолжительности рабочего и учебного дня, недели, года и от предельного напряжения организма в течение этого времени.
Труд учителя очень специфичен. Нелегко установить грань, где заканчивается производственная, «служебная» деятельность и начинается общественная.
Педагогический труд требует хорошего здоровья, физической и психической подготовленности, уравновешенности нервных процессов.
Другая особенность педагогической деятельности – необходимость постоянно распределять внимание, выполнять несколько видов деятельности одновременно.
Специфика педагогического труда заключается также в постоянной нагрузке на голосовой аппарат.
В работе по исследованию изменения настроения и состояния здоровья учителя в течение рабочей недели использовались следующие методы: 1. Ретроспективное изучение литературных источников. 2. Обобщение опыта исследования ведущих специалистов-практиков. 3. Анкетирование. 4. Тестирование.
Учителям было предложено ответить на следующие вопросы анкеты: С каким настроением вы приходите на работу в понедельник? Любите ли вы свою работу? Какой день рабочей недели самый любимый? Почему? Какой по счёту урок вам больше нравится? Почему? Зависит ли ваше настроение от поведения учеников? Какое у вас здоровье? (отличное, хорошее, удовлетворительное). Зависит ли ваше здоровье от вашей работы? Как меняется ваше самочувствие в течение рабочей недели?
Ежедневно учителя заполняли карточку тестовых вопросов. Медицинский работник школы измерял и фиксировал в карточке артериальное давление участников экспериментальной работы до уроков и после последнего урока. Оценку настроению и самочувствию до уроков и после последнего урока учителя давали по пятибалльной системе. понедел.вторниксредачетвергпятницасуббота Настроение Самочувствие Давление
В исследовании мы попросили принять участие следующих учителей:
Алексееву Анну Евгеньевну – зам.директора по УВР, учителя музыки;
Новикову Оксану Анатольевну - зам.директора по УВР, учителя ИЗО;
Коломиец Наталью Александровну – учителя истории и обществознания;
Вышегородцеву Анну Сергеевну – учителя иностранного языка;
Ошкину Людмилу Борисовну – учителя физики;
Алексееву Наталью Михайловну – учителя физической культуры;
Козлову Галину Юрьевну – учителя технологии;
Евстафьеву Елену Александровну – учителя начальных классов;
Зражевскую Наталью Васильевну - учителя начальных классов;
Кулишенко Ларису Овхадовну - учителя начальных классов.
Анализ анкет показал следующее: - на работу в понедельник приходят с хорошим настроением – 90%, с отличным – 10%; - любят свою работу – 80%, очень любят – 20%; - самый любимый день рабочей недели понедельник – 20%, вторник – 10%, среда – 10%, четверг – 20%, пятница – 20%, суббота – 10%, все – 10%. - почему именно этот день: лучше работается, т.к. в расписании хорошие классы и общение с учащимися приносит удовлетворение, небольшая нагрузка в этот день. - какой по счёту урок больше нравится – первый – 20%, второй - 60%, третий – 10%, счёт не имеет значения – 10 %. - почему именно этот урок: учащиеся более активны, ещё много сил и хорошее настроение, у детей хорошая работоспособность. - зависит ли настроение от поведения учеников – да – 100%. - состояние здоровья: отличное – 0%, хорошее – 20%, удовлетворительное – 80%. - зависит ли здоровье от работы – да – 100%. - как меняется самочувствие в течение рабочей недели – к концу недели чувствуется усталость – 80%, не зависит от дней недели – 20%.
Изменение настроения.
Изменение самочувствия.
Изменение давления. В течение дня остаётся сравнительно стабильным – 20%, понижается - 20%, повышается – 60%.
Главные выводы исследований таковы: – продолжительность рабочего дня учителя в 1,5–2 раза превышает продолжительность рабочего дня представителей большинства других профессий; в сравнении с другими профессиями учитель имеет самый большой объем ежедневной сверхурочной работы и работы в выходные; объем ежедневного рабочего времени учителя не изучен, не учтен и не отражен в действующем трудовом законодательстве; среди всех без исключения видов массового профессионального труда труд учителя – самый нервный, напряженный, изматывающий, тяжкий, это поистине каторжный труд.
Уровень профессионального здоровья учителя и настроение напрямую зависит от поведения учеников, от успеваемости и обученности учащихся. Физическое здоровье и самочувствие учителя зависят от трудовой нагрузки.
Для сохранения и поддержки здоровья педагогам необходимо применять: лечебно-оздоровительные упражнения, следить за своим физическим здоровьем, соблюдать психоэмоциональное равновесие.
Наши рекомендации: Начинайте каждый день с чувством радости. Поддерживайте это состояние в течение дня. Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти. Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы. Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам. Питайтесь регулярно и разнообразно. Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь. Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов. Не переедайте на ночь. Спите не менее 8-ми часов в сутки. Занимайтесь физическими упражнениями. Старайтесь больше бывать на свежем воздухе. Любите свою душу и тело. Старайтесь окружить их комфортом.
Со своей стороны, мы обещаем быть достойными учениками своих учителей!