«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто…» Сократ
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если: а) в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет справляться ему с учебной нагрузкой; б) в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен; г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Здоровье учащихся определяется исходным состоянием на старте школьного обучения, но важна и правильная организация учебной деятельности.
1)Строгая дозировка учебной нагрузки. 2)Построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности. 3)Соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, чистота). 4)Благоприятный эмоциональный настрой.
В среднем, через 20 минут после начала урока у детей появляется усталость. Возникает необходимость провести физкультминутку.
Физкультминутки на уроках математики. Обязательное условие – положительный эмоциональный настрой.
Физкультминутки в 5-6 классах. 1)Возможны в виде игры. Можно попросить детей: - улыбнуться как в день рождения, когда тебе дарят подарок; - нахмуриться как учитель, когда плохо написали контрольную работу. 2) Физкультминутки могут вплетаться в канву урока. - Ученики встают. Если учитель назвал правильную дробь - встают на носочки, поднимают руки вверх, если неправильную – руки опускают вниз, расслабляются. - Ученики встают. Если учитель назвал положительное число, то дети поворачивают голову вправо, если отрицательную - влево.
Физкультминутки в 5-6 классах. - Устный счёт. Примеры заранее написаны на доске. Если учитель назвал верный ответ, то ученики должны встать, если неверный, то присесть на корточки. - Устный счёт с закрытыми глазами. Учитель читает последовательно 5-6 примеров, ребята их решают. Готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания дети открывают глаза и сверяют ответы.
Физкультминутки в 5-6 классах. 3) Упражнения для глаз: - Вертикальные движения глаз. - Горизонтальные движения глаз. - Вращения глазами. - Нарисовать глазами спираль.
Физкультминутки в 7-9 классах. 1)Упражнения для глаз. Нарисовать ими следующие геометрические фигуры: -правильный треугольник; -окружность по часовой стрелке, а потом против; -прямоугольник; -параллелограмм; -трапецию; -параллельные прямые.
Физкультминутки в 7-9 классах. Тематические физкультминутки. - Ученики встают. Если на доске появился многочлен стандартного вида – то они продолжают стоять, если нестандартного – садятся. - Ученики сидят за партами. Если на доске появилось квадратное уравнение – им нужно поднять руки вверх и потянуться, если линейное – опустить руки и посмотреть на соседа. - Ученики встают. Надо нарисовать рукой график линейной функции, параболу (при положительном/отрицательном значении коэффициента «a»), гиперболу (при положительном/отрицательном значении коэффициента «a»). - Устный счёт с закрытыми глазами, можно проводить как и в 5-м классе.
Физкультминутки в классах. - Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперёд. Подтянуть голову к локтям, не сопротивляясь, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть секунд. - Растереть ладонями уши – сначала только мочки, а затем всё ухо целиком, вверх-вниз, взад-вперёд. - При решении устных упражнений встать, потянуться наверх, если ответ верный, или наклониться вниз, если ответ неверный. Нарисовать глазами стереометрические фигуры (пирамиду, призму, конус, цилиндр).
Физкультминутки в классах. Упражнения на подвижность глаз.
Универсальные физкультминутки. На координацию движений и психологическую разгрузку. - Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками. - Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа.
Универсальные физкультминутки. На общее развитие организма детей. «Петрушка» Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснение ладоней. «Потягивание кошечки» Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.
Микропаузы при утомлении глаз. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение секунд, открыть глаза, отдыхать секунд. Повторять 3 раза. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение секунд. Универсальные физкультминутки.
Любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его старательно, обязательно в хорошем настроении.
Презентацию выполнила учитель школы 523 г. Санкт-Петербурга Кузнецова Елена Викторовна.