Бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты- Мансийского автономного округа- Югры для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Леушинская специальная( коррекционная) школа- интернат VIII вида.» Тема: « Упражнения, развивающие технику чтения у младших школьников в коррекционной школе» Выполнила: Готман Александра Ивановна, учитель начальных классов Леушинской коррекционной школы.
Тема: «Упражнения, развивающие навыки чтения у младших школьников.»
Чтение –это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В. А. Сухомлинский.
Актуальность темы. Уже в самом процессе чтения заложены развивающиеся и воспитывающиеся функции. Чтение формирует отношение ребёнка к жизни, к людям, к своей Родине.
Задачи коррекционной школы. 1.Развивать интерес к чтению. 2.Сформировать навык чтения на уровне, позволяющем осваивать учебный материал в следующем (среднем) звене школы. 3.Обеспечить полноценное восприятие художественных произведений. 4.Научить работать с книгой.
Нормы техники чтения: 1класс- 10слов; 2класс слов; 3класс слов; 4класс слов; 5класс слов; 6класс слов; 7, 8, 9 классы слов.
Виды чтения: Чтение «для себя», чтобы воспринимать основой материал, содержащийся в тексте, и изучить его более подробно. Чтение « про себя»,молча- это чтение глазами, без внешних речедвижений. Чтение «вслух» способствует орфоэпической грамотности, формирует навыки восприятия, активно действует зрительный, речедвигательный и слуховой анализаторы.
Способы и приёмы, способствующие повышению техники чтения: -Чтение, деление на части. -Чтение по готовому плану. -Чтение цепочкой по предложению, по абзацу. -Чтение, нахождение отрывка к рисунку. -Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. -Беседа, сопровождающая выборочным чтением. -Чтение по ролям. -Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
Виды упражнений и их цели: Цель: Совершенствование навыков чтения. Упражнения, направленные на развитие чёткости произношения. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения.
Упражнения на развитие четкости произношения: -Чтение трудных слов: Игровые разминки(артикуляция основных гласных, отработка сочетания гласных и согласных, отработка произношения согласных) Ра-тра-стра-страна Во- тво-ство-детство -Восстанови слова: С.кр.т - ее- К.р.нд.ш –ааа-
Доскажи словечко: Мне стоит ли собрать багаж! А долго ли собрать Бумагу, ручку, карандаш И общую … (тетрадь) Загадки: Одеяло белое не руками сделано. Не ткалось и не кроилось. С неба на землю свалилось. (Снег- снежок, снежинки, снеговик, снеговая, снежный, снегурочка, снегирь.)
Ра- ра-ра- начинается игра, Ры-ры-ры- у нас в руках шары, Ру-ру-ру бью рукой по шару. Чтение тихо и медленно. Арка-арца, арта-арча, арса- аржа Чтение громко и быстро. Гарь- парь- жарь. Дверь- зверь- червь
Чтение скороговорок, пословиц, поговорок -Водовоз вёз воду из-под водопада. -Наш дуда и туда и сюда -Каково волокно, таково и волокно. -Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят. -Летят три пичужки через три избушки. -Клюёт курка крупку, курит турка трубку. -На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве дрова.
Деформированный текст: 1.стоящего мимо осторожно автомобиля проходи 2.дали каши Маше манной нашей 3.зимой одним и летом цветом 4.любимое дерево моё белая берёза 5.ледяная, крутая и длинная горка была
Игры: -Мнимое слово. «Игра в прятки.» Таблица «Шульте.» Игра «Буксир.» Игра «Бросок- засечка.» Игра « Молния.» Игра «Спринт.»
Упражнения на развитие скорости восприятия: -Узнай букву. -Выбрать предложение в 1-3 строки. -Выбрать предложение в 2-3 строки. -Чтение по кругу. -Чтение простых текстов. -Чередование чтения в разном режиме. -Работа с буквенными таблицами.
Выполнение заданий: Он сам во всём (виноват). На рекой стелется --(туман). Антиципация частей поговорок. Сделал дело Лучше позже,
Мониторинг успешности чтения учащихся в 1 классе
Мониторинг успешности чтения учащихся во 2 классе
Мониторинг успешности чтения учащихся в 3 классе
Мониторинг успешности чтения учащихся за годы обучения в начальных классах