САМСОНОВА ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ВСОШ ГОРОДА ВЯЗЬМЫ Готовимся к ЕГЭ
Культура речи Синтаксические нормы Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. Д.С.Лихачёв
Благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу =Кому? Чему?= Дательный падеж Благодаря полевому биноклю… ЗАДАНИЕ ЕГЭ А 5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Те, кто не изучил самого себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. 2) Благодаря полевого бинокля мне удалось рассмотреть розовых фламинго. 3) Однажды Анатоль Франс образно заметил, что словарь – это вселенная, уложенная в алфавитном порядке. 4) Показав старинную фотографию, Лева Федотов спросил, узнаю ли я этого человека. Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений. При ненормативном их построении возникают синтаксические ошибки.
Ошибки в управлении Действуй согласно приказа Оплачивайте за проезд Настаивать о своём Управляющий завода Уверенность в победу Гордиться за свою родину Уделяет внимание на детали Действуй согласно (чему?) приказу Платите (за что?) за проезд Оплачивайте (что? ) проезд Настаивать (на чём?) на своём Говорить (о чём?) о своём Управляющий (чем?) заводом Директор (чего?) завода Уверенность (в чём?) в победе Вера (во что?) в победу Гордиться (чем?) своей родиной Сражаться (за что?) за свою родину Уделяет внимание (чему?) деталям Обращает внимание (на что?) на детали
ЗАДАНИЕ ЕГЭ А 5 Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1) Шаляпин пел задушевную русскую песню. 2) Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия. 3) Создаём предприятие совместно с зарубежными партнёрами. 4) Разместите числа в таблице. Укажите предложение без грамматических ошибок. 1) Располагайтесь соответственно ранга. 2) Он вселил надежду Актёру. 3) Насилие над пленными недопустимо. 4) Он возмущается на такие порядки.
Ошибки в управлении В каком предложении допущена грамматическая ошибка? По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт. По завершении эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт. По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых. Предлог ПО со значением времени (после чего-либо) Предложный падеж! Окончание: Е (2 скл.), И (сущ. на –ие) Неправильно:-У,-Ю!
Ошибки в согласовании Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание. Одним из самостоятельных видов искусства, существующих с конца века, является графика. Все, кто изучали биографию Пушкина, подчёркивали, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору. Кто отстаивает? Протест? или Катерина? Катерины (какой?) отстаивающей Одним (каким?) существующим Все подчёркивали (мн.ч.) Кто изучал (ед.ч.)
ЗАДАНИЕ ЕГЭ А 5 ЗАДАНИЕ ЕГЭ А 5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Все, кто изучал труды Г.О.Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики. 2) В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели. 3) По окончании университета поэт уехал в Санкт-Петербург. 4) В стихотворении Блока «Скифы» прослеживаются традиции классической русской литературы.
ЗАДАНИЕ ЕГЭ А 4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Рассматривая фотоснимки в альбоме, 1) возникает ощущение, что ты побывал во всех этих местах. 2) чувствуешь себя путешественником. 3) привлекают прекрасные горные пейзажи. 4) всё кажется необычайно привлекательным. Употребление деепричастий Деепричастия употребляются, как правило, в двусоставных личных и односоставных определённо-личных предложениях, относятся к глаголу- сказуемому, обозначая добавочное действие. Нарушены грамматические (синтаксические) нормы современного литературного языка в таких случаях, когда глагол-сказуемое и деепричастие обозначают действия разных предметов или лиц.
добавочное действие Рассматривая фотоснимки в альбоме, Основное действие 1) возникает ощущение, что ты побывал во всех этих местах. 3) привлекают прекрасные горные пейзажи. 4) всё кажется необычайно привлекательным. 2) чувствуешь себя путешественником. Определённо-личное предложение; ты; (вы, мы, я)
Как можно продолжить предложение? Наблюдая за птицами, 1) орнитологу приходят в голову новые идеи. 2) орнитологов интересуют их повадки. 3)в орнитологии изменяется представление о пернатых. 4)орнитологи тщательно фиксируют результаты наблюдений. Кто наблюдает за птицами? Кто фиксирует результаты? Орнитологи. Составляя предложения, 1) мне было сделано замечание. 2) обдумывается его структура. 3) нужно учитывать как лексическое, так и грамматическое значение слов. 4) должен учитываться стиль речи. Нужно, надо, можно, необходимо, невозможно, нельзя (вспомогательная часть + инфинитив – составное глагольное сказуемое в безличном предложении)
Употребление деепричастий Деепричастия обычно не употребляются в безличных предложениях. В безличных предложениях возможно употребление деепричастий при неопределённой форме глагола. Не любя, невозможно понять жизни. (М. Горький) (= тому, кто не любит, невозможно и понять жизнь; деепричастие и сказуемое обозначают действия одного и того же лица). При построении предложений с деепричастиями нельзя допускать разнобоя в употреблении видов. Неправильно: Читая (несов.в.) любую статью и отметив (сов.в.) нужный материал, я всегда делаю выписки.
Синтаксические синонимы (устранение ошибок в построении предложений) Прочитав пьесу, передо мной отчётливо возникли образы персонажей. Когда я прочитал пьесу, передо мной отчётливо возникли образы персонажей. Прочитав пьесу, я отчётливо представил образы персонажей. Услышав о разведке, Пете стало весело. (Безличное предложение) Когда Петя услышал о разведке, ему стало весело. Услышавший о разведке Петя повеселел. Услышав о разведке, Петя повеселел. Желая создать достоверный образ Петра I, писателем были тщательно изучены исторические документы. (страдательный оборот) Желая создать достоверный образ Петра I, писатель тщательно изучил исторические документы. Писатель, желавший создать достоверный образ Петра I, тщательно изучил исторические документы.
Укажите неправильности в построении деепричастных оборотов. Запишите исправленные предложения. 1. Закрыв книгу, у вас в памяти надолго останутся её герои. 2. Готовя роман к переизданию, автором был внесён в него ряд существенных изменений. 3. Описав общий вид усадьбы и рассказывая о встрече обоих приятелей, автор незаметно переходит к рассуждению о характере хозяина дома. 4. Устав после занятий, мне не читалось. 5. Его охватило беспокойство, получив письмо из деревни. Возможные варианты правильного построения предложений 1.Когда вы закроете книгу, у вас в памяти надолго останутся её герои. 2.Готовя роман к переизданию, автор внёс в него ряд существенных изменений. 3.Описав общий вид усадьбы и рассказав о встрече обоих приятелей, автор незаметно переходит к рассуждению о характере хозяина дома. 4.Мне не читалось, так как я устал после занятий. 5.Его охватило беспокойство после получения письма из деревни.