НОВАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЮ ФГОС 1. Фиксировать цели оценочной деятельности: а) ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты), формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты), освоения содержания учебных предметов (предметные результаты); б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных); в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования. 2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов. 3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий). КАКИЕ НУЖНЫ НОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ?
ОРГАНИЗАЦИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ. Система оценки личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – « Портфель достижений» (Портфолио). « Портфель достижений» позволяет решить целый ряд задач: -- сохранять результаты всех достижений ученика – учебных и внеучебных - за все 4 года начальной школы. В течение года схожую задачу решают Таблицы результатов и Дневник школьника, а « Портфель достижений» может собирать и накапливать её; --сохранить информацию о процессе решения задач учеником, о динамике его достижений и ошибок, которые не в состоянии отобразить таблицы результатов и тем более официальный журнал, где отметки сохраняют только о конечном результате решения; --развивать у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат; --подтверждать эффективность труда учителя при аттестации, когда материалы « Портфеля достижений» могут пройти внешнюю оценку, фиксирующую прогресс ученика через сравнение исходных и конечных результатов.
ПОРТФОЛИО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОМПЛЕКТ ПЕЧАТНЫХ МАТЕРИАЛОВ, В КОТОРЫЙ ВХОДЯТ: -Лист индивидуальных достижений по чтению. -Лист индивидуальных достижений по русскому языку. -Лист индивидуальных достижений по математике. -Лист индивидуальных достижений по окружающему миру. -« Кто я и чего я хочу». -« Чему я научился на разных предметах.
Лист индивидуальных достижений по математике учени_________1 « Г » кл.____________________________________________________ Учебные достижениядекабрьфевральмартмай Умение различать предметы по цвету. Умение различать предметы по форме. Умение различать предметы по размеру. Умение пользоваться понятиями: право, лево, ниже, выше и др. Умение пользоваться понятиями: больше, меньше, столько же. Умение сравнивать группы предметов: больше, меньше, столько же. Умение воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10. Умение называть предшествующее и последующее число. Сравнение чисел в пределах 10. Правильное написание цифр. Умение читать и записывать однозначные числа. Умение читать простейшие математические записи вида: 1+1=2, 2-1=1. Умение составлять математические записи. Умение складывать в пределах 10. Умение вычитать в пределах 10. Знание таблицы сложения в пределах 10. Знание таблицы вычитания в пределах 10. Знание состава однозначных чисел. Умение складывать однозначные числа с переходом через разряд. Умение вычитать однозначные числа с переходом через разряд. Умение пользоваться переместительным свойством сложения. Знание компонентов действия сложения. Знание компонентов действия вычитания. Умение увеличить на... Умение уменьшить на... Решение текстовых задач в 1 действие на нахождение суммы. Решение текстовых задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц в прямой форме. Умение решать задачи на разностное сравнение. Умение решать задачи на нахождение остатка. Умение считать до 20 и обратно. Умение читать и записывать двузначные числа в пределах 20. Умение сравнивать числа в пределах 20. Умение складывать круглые десятки. Умение вычитать круглые десятки. Умение решать задачи в 2 действия. Умение выделять целое и части. Умение пользоваться линейкой для черчения прямых линий. Умение пользоваться единицами длины ( сантиметром). Умение пользоваться единицами массы (килограмм). Умение пользоваться единицами объема (литр). Умение рисовать кривые линии: замкнутые и незамкнутые. Знание, что такое:луч, числовой луч, отрезок, ломаная. Умение пользоваться единицами длины:дециметром, метром. Знание геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник.
ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧЕНИ_________1 «Г» КЛ.__________________________________________________ Уровень знаний и уменийдекабрьфевральмартмай Ориентация в прописи и тетради. Письмо элементов букв, соединений. Письмо строчных и заглавных букв по образцу. Письмо слогов. Письмо слов. Письмо под диктовку букв. Письмо под диктовку слогов. Письмо под диктовку слов. Письмо под диктовку предложений. Письмо под диктовку текстов. Признаки гласных и согласных звуков. Гласные ударные и безударные. Согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие. Шипящие согласные звуки. Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Алфавит. Правила правописания буквосочетаний жи,ши,ча,ща,чу,щу,чк,чн.. Правила переноса слов. Правила оформления предложения на письме. Выделять звуки в слове. Делить слово на слоги. Ставить ударение, различать ударный и безударный слоги. Переносить слова по слогам. Выполнять звукобуквенный анализ доступных слов. Правильно писать слова с буквосочетаниями жи,ши,ча,ща,чу,щу,чк,чн.. Писать с большой буквы имена собственные. Списывать текст и проверять написанное. Составлять небольшой текст (3-4 предложения) и записывать его с помощью учителя.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ПО МЕТАПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ. Регулятивные УУД декабрьфевральмартмай 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 3.Проговаривать последовательность действий на уроке. 4.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основеработы с материалом учебника. 5. Учиться работать по предложенному учителем плану. 6. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Познавательные УУД декабрьфевральмартмай 1.Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, вусловных обозначениях). 2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. 3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты. 5. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 6. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 7. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД декабрьфевральмартмай 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. 5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. 6. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровнепредложения или небольшого текста). 7. Слушать и понимать речь других. 8. Выразительно читать и пересказывать текст.
Главным результатом реализации программы и главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.