МДОУ д / с 9 « Берёзка » Составил : учитель - логопед Кузнецова Н. Ю.
Цель : формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Взрослый показывает ребенку 34 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет : « Это... ( заяц, лиса, утенок )». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки : « Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко ». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.
Цель : развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта. Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например : « Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней ».
Цель : учить выделять и называть признаки предмета. Взрослый достает из коробки предметы, называет их (« Это груша »), а ребенок называет признаки (« Она желтая, мягкая, вкусная ». « Это помидор ». « Он красный, круглый, спелый, сочный ». « Это огурец ». « Он... продолговатый, зеленый, хрустящий »).
Цель : учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их. Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности : цыпленок красного цвета клюет морковку ; медвежонок с ушами зайца ; лиса синяя без хвоста и т. п. Ребенок исправляет : цыпленок желтый, клюет зернышки ; у медвежонка круглые маленькие ушки ; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
Цель : выделять и обозначать словом внешние признаки предмета. Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида ( глаза, волосы ). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая ( мягкая, пушистая ) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать : заяц длинно... ухий ( длинноухий ). А хвост у зайца... ( короткий ), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки ( ленточки, колечки от пирамидки ).
Цель : находить ошибки в описании и исправлять их. В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например : « У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит « мяу !». « У зайца маленькие ушки, он зеленый ». « У кошки колючая шубка ». Ребенок исправляет неточности.
Цель : учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта. Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая. Кто это ? ( Кукла.) Какая она ? ( Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать ? ( Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает : « Наша Таня... ( самая красивая ). У нее... ( нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки )». От называния видимых и ярких признаков ( цвет, форма, величина ) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению ( например, в игре « Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин ?»; « Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются ?»).
Цель : учить различать предметы ( игрушки ) по характерным признакам. Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски : один черный и большой, другой коричневый и маленький. Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный. Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный ? ( Черныш.) Что он может делать ? ( Рычать, есть малину, мед, бегать.) Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький ? ( Малыш.)
Цель : уметь называть признаки животных по образцу взрослого. Взрослый берет себе одну игрушку ( медведя ), а ребенку дает зайца. И начинает : « У меня медведь ». Ребенок : А у меня заяц. У медведя коричневая шубка. А у зайца белая. У медведя маленькие круглые ушки. А у зайца уши длинные.
Цель : выделять начало и конец действия и правильно называть их. Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия ( рис. 1) ( мальчик спит и делает зарядку ; девочка обедает и моет посуду ; мама стирает и вешает белье и т. п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.
Цель : подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например, кошка мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком ; собака лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы : воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.
Цель : подобрать глаголы, обозначающие действия. Что можно делать с цветами ? ( Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник ? ( Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет ? ( Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой ? ( Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.) За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.
Цель : образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов. Для этой игры понадобятся игрушечные музыкальные инструменты барабан, балалайка, гармонь, дудочка, звоночки. К ребенку в гости приходит заяц и загадывает загадки из книги Эммы Мошковской « Какие бывают подарки »: Ой, звенит она, звенит, Всех игрою веселит, А всего - то три струны Ей для музыки нужны. Кто такая ? Отгадай - ка ! Это наша... ( балалайка ). А что звоночки делают ? ( Звенят.) Погремушки ? ( Гремят.) Барабан ? ( Барабанит.) Дудочки ? ( Дудят.)
Цель : составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме, которую дети будут заполнять. Воспитатель предлагает рассказать про Олю : « Как - то раз Оля... ( проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес ). Она... ( пригласила на прогулку брата Колю ). Дети взяли с собой... ( мячи, прыгалки ). На полянке... ( они увидели зайчика ), который... ( так испугался, что не мог двигаться ). И вдруг... ( заяц побежал от ребят ). А Оле и Коле... ( стало очень весело )».
Цель : учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки. Сначала надо вспомнить сказку « Козлятки и волк ». Сказка закончилась, но взрослый предлагает послушать, что было дальше : « Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький... ( показывается игрушка ) зайчик. Зайчик говорит :... (« Не бойтесь меня ; это я, маленький зайчик »). Козлята... ( впустили зайчика ). Они угостили его... ( капустой, морковкой ). Поели малыши и стали... ( играть, веселиться, резвиться ). Зайчик играл... ( на барабане ). А козлята... ( весело прыгали )».