Технология развития критического мышления
Разработчики технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» – американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл, а в России – красноярские ученые А. Бутенко, Е.Ходос. Эта технология тесно связана с понятием личностно ориентированное обучение. Под КМ авторы понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательского метода.
Особенности развития КМ -Оценочность --открытость новым идеям --целостное рассмотрение ситуации --стремление к разносторонней осведомленности --поиск альтернатив --выбор точки зрения, позиции --склонность к применению навыков КМ в жизни
Ведущая педагогическая идея технологии развития КМ: Происходит обучение обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления Появляется возможность обьединения отдельных дисциплин Создаются условия для вариативности и дифференцированного обучения Формируется направленность на самореализацию
В технологии КМ выделяются три стадии 1.Стадия вызова 2.Стадия осмысления новой информации 3.Стадия рефлексии
1. Стадия вызова Мозговой штурм – (умственная разминка, совместный поиск группового решения) Кластер – (графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между обьектами и явлениями)
2. Стадия осмысления Инсерт – (разметка текста) « « - знала «+» – новое «-» – вызывает сомнение «?» – толстые и тонкие вопросы
3. Стадия рефлексии 1.Беседа с классом -Что из того что вы прочитали, вам уже было знакомо, что оказалось новым, с чем вы не согласны? -Что вызвало сомнение? -Как вы можете доказать свою точку зрения? 2. Работа в группах 3. Дополняем наш кластер новыми связями
Типы уроков Работа с информационным текстом Работа с художественным текстом Урок – письмо Урок – исследование Урок взаимообучения
Технологическая карта урока «Работа с информационным текстом текстом» Вызов ОсмыслениеРефлексия Мозговой штурмСоставление кластера Возвращение к кластеру
Технологическая карта урока «Работа с художественным текстом» ВызовОсмыслениеРефлексия Выдвижение версий, связанных с развитием сюжета Сопоставление версии с новым фрагментом текста Выдвижение новой версии развития сюжета
Технологическая карта урока «Урок - письмо» ВызовОсмыслениеРефлексия ИнвентаризацияСоставление чернового текста Издание (публикация)
Технологическая карта «Урок - исследования» ВызовОсмыслениеРефлексия Парная мозговая атакаЗаполнение таблицы Знаю Хочу узнать Узнал Дальнейшее целеполагание
Технологическая карта «Урок – взаимообучения» ВызовОсмыслениеРефлексия Игра «Верите ли вы, что…» Стратегия «Зигзаг»Составление сводной таблицы
Список литературы 1.Алексеев Н.А. Понятие личностно ориентированного обучения, Завуч, 3, 1999г. 2. Векслер С.И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения, Киев, Шадриков В.Д. Личностно ориентированное обучение, Педагогика, 5,1994