Работу выполнили: ученицы 10 класса Акбашева Йолдыз, Каюмова Ильсияр. Руководитель: учитель русского языка Горенкова Любовь Сергеевна с. Коноваловка, 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научная работа по русскому языку «Диалектные слова Облученнского района». Выполнили: Куликова Екатерина, Нифантова Алина, ученицы 8 класса «А» средней.
Advertisements

ДОМ ВМЕСТЕ С ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПОСТРОЙКАМИ ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА САРАЙ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ СЕНА ПОМЕЩЕНИЕ, В КОТОРОМ ХРАНИЛИСЬ ПРОДУКТЫ ДОБРЫЙ ДУХ-ПОКРОВИТЕЛЬ.
Общеупотребительные и диалектные слова. Урок русского языка в 5 А классе Учитель: О.И.Мухачева МБОУ «Сигаевская средняя общеобразовательная школа»
Содержание: 1.Что входило в состав крестьянского двора. 2.Обстановка крестьянской избы. 3.Посуда.4.Пища.5.Брак.
Презентация к уроку по истории (7 класс) по теме: Быт и нравы крестьянства на Руси в XVII веке.
Повседневный быт Руси 17 века.. Крестьянский двор В состав крестьянского двора обычного типа входили: крытая дранкой или соломой изба для, топившаяся.
Сокровища живой народной речи Авторы: Дегтева Ю. Рамазанова С. 6 класс.
Истоки, 5 класс. Загадки Строи- тельство Крестьян- ский двор Порядок Конструк тор Цифры
Учитель начальных классов МБОУ СОШ 6 города Киржач Макарова Светлана Витальевна.
Старинный Русский пирог- «Курник» Ученик 4 класса «В» ГБОУ СОШ 651 Зеленин Максим Руководитель: Маслова С.И.
Выполнил: ПЕЧЬ наиболее мифологизированный и символически значимый предмет обихода. Наряду с красным углом и столом ПЕЧЬ является одним из сакральных центров.
«Чудеса кулинарии». «Блюда русской кухни. Приготовление блинов»
Диалектизмы. Труды мои со словарём никогда не окупятся, но с избытком окупаются надежды на пользы его. В. Даль.
1.Определение «Что такое быт» 2.Как выглядит крестьянин. 3.Как выглядит крестьянская семья. 4.Крестьянский двор. 5.Жильё крестьянина. 6.Убранство избы.
Плетение из соломы. История плетения История плетения Плетение одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В основном для него использовались растительные.
Подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ 6 города Киржача Макарова Светлана Витальевна.
Урок 12 Тема Быт народа. Проверка домашнего задания 1.Что входило в комплекс народного костюма мордвы? 2.Какие изменения происходили в одежде с изменением.
Быт и обычаи гражданского населения. XVII век.. Царский двор В XVII веке царский дворец становиться многолюдным: Одни одевали царя, Другие отвечали за.
Презентация выполнена краеведческим кружком МОУ СОШ 1 г. Катав-Ивановска.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Удомельская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» «Диалектные слова.
Транксрипт:

Работу выполнили: ученицы 10 класса Акбашева Йолдыз, Каюмова Ильсияр. Руководитель: учитель русского языка Горенкова Любовь Сергеевна с. Коноваловка, 2010

собрать материал для создания словаря диалектных слов нашей местности. углубить знания о диалектных словах и их функциях в речи; собрать диалектные слова, опросив жителей местности; систематизировать собранные данные; оформить работу; передать словарь руководителю школьного музея на хранение и пользование; выступить с работой в школе.

Когда мы выполняли эту работу, мы, естественно, не все делали вместе. Мы вместе изучали диалекты и собирали материалы, остальное мы распределили. Например, Ильсияр занималась систематизацией собранных данных, а я – их оформлением.

Основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. На их базе происходит дальнейшее совершенствование и обогащение лексики национального русского языка в результате производства новых слов с помощью разных способов образования. Но в разных местностях встречаются слова, которые понятны только жителям той или иной местности. Например, слово амуница – «рукоятка у кормового весла» употребляется на Дону, абик - «вершина прибрежного подводного камня, показавшаяся из воды» - в Архангельской области и др. Это слова территориально ограниченного употребления, или диалектизмы.

С диалектными словами мы не раз сталкивались, разговаривая с жителями нашей деревни. На слуху такие слова, как литовка (коса), загребалка (мотыга), кужонка (корзина), яма(погреб), подловка (чердак) и многие другие слова. С распространением литературного языка рамки использования диалектных слов и оборотов сужаются; они используются преимущественно людьми старшего поколения, а стариков с каждым годом становится всё меньше и меньше, вместе с ними, к сожалению, уходят и слова. Диалекты исчезают. Каждое новое поколение всё больше разрушает его.

А стоит ли об этом сожалеть? Потеряем ли мы что- нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины (старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь), которые так заботливо собираются и бережно хранятся в нашем школьном краеведческом музее. Потерять диалектные слова - это значит потерять для истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни людей в течение многих лет. Наш долг - сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи, зафиксировав их как можно полнее и точнее в создаваемом нами словаре.

1) коса; 2) приспособление для кошения травы (Секунова В.А.).

1) мочалка из коры дерева. 2) мочалка для мытья полов (Секунова В.А.)

1) плетеная из ивовых прутьев корзина, имеет выемки с ручками, употребляется в бытовых и хозяйственных целях; 2) большая корзина для гусей (Секунова В.А.).

1) кирпичный пристрой к основной большой печи; 2) маленькая печка для отопления дома (Секунова В.А.)

1) блюдо русской народной кухни. Пирог с мясом и картофелем. Обычно картофель рубленый, мясо кусочками или фарш, а также с картофелем и ошурками; 2) круглый пирог, который выпекался на сковороде (Секунова В.А.).

1) приспособление для чугуна; 2) треножник для чугуна (Кукаркина Н.С.).

1) фартук; 2) фартук без нагрудника (Секунова В.А.); 3) фартук или передник (Загуменова З.).

пристрой к дому, не отапливаемая часть дома

ниша или углубление вдоль боковых стен дома или избы, сделанные из досок. Сюда складывались обычно ненужные вещи, предметы домашнего обихода, старая одежда, обувь и т.д.

то же, что и чердак.

1) деревянная утварь, выдолбленная из цельного бревна для просеянной муки (Загуменова З.); 2) большое деревянное изделие, для просеивания муки (Секунова В.А.); 3) деревянное корыто для просеянной муки (Кукаркина Н.С.).

1) остатки сена, соломы после кормления животных; 2) остатки корма (Кукаркина Н.С.); 3) остатки сена, соломы (Секунова В.А.).

углубление в печи. Обычно, для просушки варежек.

то же, что и умывальник.

отверстие в печи, куда вставлялась самоварная труба.

то же, что и совок.

дверка, прикрывающая вход в печь.

две дощечки высоко перед печкой, куда складывались листы, скалки и сельницы.

закуток, теплое место в сарае для скота, например для овец с маленькими ягнятами или свиней с поросятами.

люлька, подвешенная на потолок, где качали младенцев. В каждом доме на потолке был крюк, за который подвешивали зыбку.

то же, что и мотыга. то же, что и окучивать.

1) маленькая железная печка для быстрого обогрева; 2) буржуйка (Секунова В.А.).

1) погреб; 2) погреб для хранения картошки, капусты, грибов, солености в кадках (Загуменова З.).

Молосное масло – то же что и коровье масло. Лапас – сарай, сделанный из бревен; закрытое помещение между сараями (Секунова В.А.). Вехотка – приспособление, тряпка для мытья посуды; тряпочка для мытья посуды (Секунова В.А.). Кашичка – картофельный суп с пшеном (Кукаркина Н.С.). Поветь - 1) навес для хранения сена, соломы на крестьянском дворе, 2) Крыша на столбах или иных опорах для хранения сена (Загуменова З.). Перепечка – лепешка из теста, выпеченная в сковородке на углях.

Наливка (лепешка с наливкой) – смесь из сметаны, яиц и муки. Азям – неудобная, грубая одежда. Шихобеть – мусор, ненужные вещи; ненужные вещи (тряпки), то, что можно выбросить (Секунова В.А.). Селянка – суп, сваренный на скорую руку; суп картофельный из строганого мяса (Загуменова З.). Ветчина – соленое сало (Секунова В.А.). Коринки – кора гниющей березы, которая употребляется для розжига дров в печи, для кипячения воды в самоваре.

Составление словаря – очень нелегкое дело. И составить словарь за один год невозможно, для этого нужны десятилетия. После того как мы уйдем из школы, этот словарь будут дополнять другие ученики нашей школы. Но мы рады тому, что именно мы начали это дело. Составление словаря – это, прежде всего, работа с людьми. Каждый человек индивидуален, и к каждому нужно найти свой подход. И найти общий язык с некоторыми людьми у нас получилось не сразу, к кому-то пришлось обращаться по нескольку раз.

Эти слова мы собирали, опрашивая людей из разных уголков нашего села. Можно сказать, что мы обошли всю деревню. И хочется поблагодарить тех людей, которые нам помогли больше всего. Это: Котельникова Анна Федоровна Арзамасова Анастасия Ивановна Секунова Валентина Александровна Винокурова Вера Ивановна Загуменова Зинаида Алексеевна Макаров Александр Александрович Когда мы собирали слова, мы опрашивали не только старожилов нашей местности, но и людей среднего возраста. И для себя мы сделали такой вывод, что люди среднего возраста уже не знают толкование этих слов и не используют их в речи. И поэтому пока совсем не поздно, мы начали составлять этот словарь.