Комплексный подход при организации процесса внедрения АБИС «Руслан» Чуприкова Н.Т., главный технолог Научно-технической библиотеки ТПУ
Постановка цели и задачи Четкое понимание того, что мы хотим иметь в результате автоматизации библиотеки Приоритет однозначно отдается интересам пользователей
Организационные вопросы внедрения Анализ и выбор АБИС Библиотека 4.02 ИРБИС Liber VTLS, Virtua ALEPH 500 Руслан
Организационные вопросы внедрения Договор на установку, внедрение системы и обучение персонала Команда по внедрению новых технологий, принцип работы Система информирования коллектива о намеченных целях и сегодняшних достижениях
Организационные вопросы внедрения Коллективное принятие решений на первоначальном этапе Отмена многоэкземплярного инвентаря и топографического каталога на УФ Изменение пути книги в отделе комплектования Последнее решение датировано январем 2003 года
Техническая основа внедрения Высокотехнологичная ЛВС Доступ к мировым сетям Резервное копирование информационных ресурсов
Технологические аспекты внедрения Контакт группы внедрения с «хозяином процесса» Устранение технологических «петель» на стыках работы различных секторов, отделов или АРМов Просмотр новых поступлений фондодержателями и распределение по подразделениям Редактирование документов счета в отделе каталогизации Передача документов по счетам из ОКом – ОКат – ООФ Выдача документов в ЗНП
Технологические аспекты внедрения Построение автоматизированной библиотечной технологии Рациональность и здравый смысл Полочный индекс длиной в 13 символов Ведение бумажного каталога на аналитику Единая (сквозная) авторизация для заказа и контроля Автоматизированный заказ в слепую Текущая библиография на сайте АРБИКОНа без возможности выгрузки в простом поиске
Технологические аспекты внедрения Совместимость с традиционной технологией Традиционные и электронный каталоги Книговыдача Переход от традиционной к автоматизированной технологии ЭК на периодические издания Регистрация пользователей по единому читательскому билету
Технологические аспекты внедрения Новые решения на основе технических нововведений Ламинированные читательские билеты Удаленный заказ Книговыдача в ЧЗ с помощью карманного компьютера (наладонника) Инвентаризация фонда с помощью «записной книжки» и отказ от ведения топокаталога
Технологические аспекты внедрения Технологическое прогнозирование. Взаимозависимости, а не логические цепочки причинно-следственных связей Полочный индекс Ретроввод с обязательной сверкой со сводной карточкой служебного каталога
Технологические аспекты внедрения Использование корпоративных наработок: форматы данных, протоколы, сервисы, инструкции, шаблоны Функционирование параллельно двух технологий требует особого осмысления
Технологические аспекты внедрения Процессный подход. СМК НТБ ТПУ. PDCA – принцип постоянного улучшения Структурная реорганизация библиотеки Технологические и рабочие инструкции
Обучение персонала новым информационным технологиям Изучение системы форматов RUSMARC АБИС «Руслан» (АРМы) Методика поиска в ЭК Использование ресурсов Интернет в профессиональной деятельности
Заключение Работы по внедрению любой АБИС нацелены на удовлетворение современных информационных потребностей пользователей библиотек Успех внедрения напрямую зависит от комплексного использования и выполнения организационных, технический и технологических решений, работы с персоналом
Основные этапы компьютеризации библиотечных процессов 1.Создание группы проектирования 2.Создание плана компьютеризации библиотеки 3.Объяснение остальным сотрудникам библиотеки разработанного плана 4.Создание электронной информации, которая будет включать в себя на данном этапе: - новые поступления - наиболее спрашиваемые документы
Основные этапы компьютеризации библиотечных процессов 5.Предоставление ЭК пользователям 6.Компьютеризация остальных составных частей библиотечного обслуживания 7.Переход к электронной книговыдаче 8.Наполнение ЭК документами из редкого фонда, коллекций и т.д. 9.Обсуждение путей совершенствования автоматизации библиотечных процессов 10.См. пункт 1
Заключение 2 Негласно принятый срок внедрения любой АБИС – 4 года Из опыта зарубежных библиотек – смена АБИС происходит каждые 5 лет Пожелание всем нам ежегодно менять не АБИС, а версии многофункциональной, интегрированной, российской системы
Благодарю за внимание! Чуприкова Наталья Трофимовна, главный технолог НТБ ТПУ