Эмоциональное выгорание педагога.
Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности (Х. Фрейденберг, 1974г.) (Х. Фрейденберг, 1974г.) Механизм психологической защиты, выработанной личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Механизм психологической защиты, выработанной личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов. Долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов.
Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Составляющие синдрома «эмоционального выгорания». Эмоциональное истощение (снижение эмоционального фона, ощущение эмоционального перенапряжения, чувство опустошенности, усталости). Эмоциональное истощение (снижение эмоционального фона, ощущение эмоционального перенапряжения, чувство опустошенности, усталости). Деперсонализация (циничное отношение к труду, равнодушное и негативное отношение к людям). Деперсонализация (циничное отношение к труду, равнодушное и негативное отношение к людям). Редукция личных достижений (утрата профессиональных ценностей, возникновение чувства некомпетентности). Редукция личных достижений (утрата профессиональных ценностей, возникновение чувства некомпетентности).
Стадии развития выгорания. Нервное (тревожное) напряжение (легкая форма) - переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, появление тревоги и депрессии. Нервное (тревожное) напряжение (легкая форма) - переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, появление тревоги и депрессии. Резистенция, т.е. сопротивление (затяжная форма) – человек пытается оградить себя от неприятных впечатлений. Резистенция, т.е. сопротивление (затяжная форма) – человек пытается оградить себя от неприятных впечатлений. Истощение (хроническая форма) – истощение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Истощение (хроническая форма) – истощение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ Возврат к деятельности после отпуска, каникул, курсов. Возврат к деятельности после отпуска, каникул, курсов. Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса (особенно с администрацией и родителями). Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса (особенно с администрацией и родителями). Проведение открытых уроков. Проведение открытых уроков. Окончание учебного года. Окончание учебного года.
Проявления синдрома «эмоционального сгорания» педагога. Усталость, утомленность, истощение, снижение активности и энергии; Усталость, утомленность, истощение, снижение активности и энергии; Психосоматическое недомогание (частые головные боли, расстройства желудочно- кишечного тракта); Психосоматическое недомогание (частые головные боли, расстройства желудочно- кишечного тракта); Полная или частичная бессонница; Полная или частичная бессонница; Негативное отношение к коллегам и ученикам; Негативное отношение к коллегам и ученикам; Негативное отношение к самой работе; Негативное отношение к самой работе; Скудность репертуара рабочих действий (работа по шаблону); Скудность репертуара рабочих действий (работа по шаблону);
Проявления синдрома «эмоционального сгорания» педагога. Отсутствие аппетита или, наоборот, переедание; Отсутствие аппетита или, наоборот, переедание; Низкая самооценка; Низкая самооценка; Агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство); Агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство); Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); Упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, чувство бессмысленности; Упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, чувство бессмысленности; Переживание чувства вины, обиды, стыда. Переживание чувства вины, обиды, стыда.