Симметрия чувашских орнаментов Выполнил: ученик 7А класса Машуркин Алексей
Цель и задачи изучить построение чувашских орнаментов, элементов чувашской вышивки сравнить их по типу орнаментальных полос выявить, какие из них действительно наиболее часто встречаются в орнаменте анализировать специфическую особенность чувашской вышивки создать свой орнамент по чувашским традициям придать ему смысл, читающимся как стих или короткий сказ с мудрым заветом
Работа проходила в 3 этапа: изучение исходных материалов на наличие симметрии в узорах и орнаментах определение типа орнаментальных полос практическое применение симметрии в ленточном орнаменте
Материалы исследования 17 работ, взятых из материала школьного краеведческого музея «Старинушка» и издания «Чувашское народное искусство» 25 элементов чувашского узора, взятых из таблицы «Узоры чувашской вышивки» 58 элементов чувашского орнамента из таблицы толкования основных элементов орнамента книги «Азбука чувашских орнаментов и эмблем»
Введение Изучая симметрию плоских фигур на уроках математики, возник вопрос: «Как же отражена симметрия в культуре и искусстве чувашского народа?». Вы любите красивое? А симметрия с давних времён считалась синонимом прекрасного. Так давайте же познакомимся с прекрасным наследием чувашского орнамента! В последнее время всё чаще идёт призыв к возврату национальной культуры, самобытности своего народа. И в 2008 году, объявленным Президентом Чувашской Республики Николаем Фёдоровым Годом добрых дел, хочется ощущать всю прелесть и богатство доброго и прекрасного в мире симметрии.
Определение симметрии «симметрия» (δυμμετρυα) по-гречески означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Г. Харди Математически строгое представление о симметрии сформировалось - в XIX веке. Современное определение симметрии выглядит так: симметричным называется такой объект, который можно как-то изменять, получая в результате то же, с чего начали.
Орнамент Принцип симметрии используется в построении орнамента. Орнамент (от лат. ornamentum - украшения) – это узор, состоящий из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов. В основе орнамента лежит переносная (трансляционная симметрия).
Традиционный чувашский орнамент - не просто яркий и выразительный геометрический узор. Традиционные чувашские орнаменты, составленные из пиктографических символов, призывают к духовному единству, взаимопомощи, патриотизму и способствуют нравственно- этическому воспитанию подрастающего поколения.
Классификация орнаментов Всего существует 17 типов симметрии орнаментов. Они были известны еще в древности, а классификация их была дана лишь в XIX веке. (Приложение 2)Приложение 2 По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности орнамент может быть нескольких видов: ленточным (его называют еще бордюром), сетчатым и розетчатым Периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте называют бордюром Любой бордюр обладает переносной симметрией вдоль своей оси (вдоль оси переноса). Всего существует семь типов симметрии бордюров (Приложение2)
Изучив чувашские узоры и орнаменты, согласно толкованиям основных элементов чувашской пиктографии, было дано словесное описание орнаментов, классификация по типам орнаментальных полос, построена их сравнительная диаграмма, нарисован собственный орнамент, вырезан на дощечке, раскрашен рисунок по национальным традициям и составлен короткий рассказ по орнаменту Красный цвет символизирует извечное стремление народа к свободе, сохранению традиций и самобытности. Желтый цвет - цвет Солнца, дарующего жизнь всему на Земле. Зеленый – цвет природы. Только черным цветом, цветом добра, окаймлялся узор вышивки
Практическая работа «Послание добра» Будьте в единстве Храните национальное самосознание Пусть ваши дома и сердца находятся под кровом Всевышнего Сейте доброе и разумное Пусть не будет места грехам
Орнамент составлен из следующих символов Поле, зерно, сеятель добра Мера грехов и доброты Небосвод, Вселенная Дети одной матери, потомки единого рода Жилище, приют, кров родного дома Национальное самосознание
Результаты чаще всего чувашский ленточный орнамент получается комбинацией оси переноса с двумя плоскостями симметрии – продольной и поперечной, причем поперечный след располагается перпендикулярно оси переноса, а продольный совпадает с ней (тип 7).
построены сравнительные диаграммы по виду симметрии и типам орнаментальных полос, которые показывают, что чаще всего чувашский ленточный орнамент получается комбинацией оси переноса с двумя плоскостями симметрии – продольной и поперечной, причем поперечный след располагается перпендикулярно оси переноса, а продольный совпадает с ней (тип 7).
Применение элементы символов угадываются в традиционных чувашских пиктографических орнаментах, где каждая деталь геометрических форм узора наполнена смыслом, читающимся как стих или короткий сказ с мудрым заветом сородичам в виде оберега, напутствия нравственного порядка, символа рода. Этим искусством ныне владеют рукодельницы, ювелиры, художники и ученые
Применение орнаментов В нашем исследовании показаны лишь некоторые из них. Они могут быть использованы в работе с детьми: в декоративном рисовании развивают чувство композиции, цвета, ритма, формируют эстетическое воображение; в обучении грамоте развивают моторику мелких мышц пальцев и рук; для расширения математических знаний учат выполнять разные геометрические фигуры, размещать их на плоскости; в обучении чувашского языка и культуры вызывают интерес к языку, народным традициям, расширяют словарный запас учащихся; на уроках труда развивают самостоятельность и интерес.
Вывод Мы на практике применили технику построения чувашского орнамента, используя симметрию и выявили, что орнамент предназначен для украшения различных предметов (посуды, мебели, текстильных изделий, оружия) и архитектурных сооружений. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет и подчеркивает своим построением, формой и цветом конструктивные особенности предмета, природную красоту материала.
Заключение Изучение данной темы оказалось познавательной, интересной и помогло по-новому взглянуть на такой привычный, но такой удивительный и чудесный мир симметрии «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия». Это слова, сказанные великим французским архитектором Ле Корбузье в начале ХХ в., очень точно характеризуют и наше время Мир, в котором мы живём, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира вам поможет Творец
Спасибо за внимание!