Урок обучения грамоте Буквы Ш,ш, обозначающие звук [ш] Составила: учитель МОУ «СОШ 60» Абзалутдинова Маргарита Инсафовна
Отгадайте загадку Горбоносый, длинноногий Великан ветвисторогий, Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге, Коль такого довелось Встретить, знайте, это - … Лось
Правильно, это-лось.
Прочитайте предложения про лося. Что неправильно? Мальчики насыпали соли на пень. Лось питается зелёным листом, любит соль. Он, как ветер проносится сквозь лесные заросли. Для лося нет преград.
Мальчики насыпали соли на пень. Лось питается зелёным листом, любит соль. Он, как ветер проносится сквозь лесные заросли. Для лося нет преград. Расставьте предложения в правильном порядке.
Прочитайте предложения в правильном порядке. Для лося нет преград. Он, как ветер проносится сквозь лесные заросли. Лось питается зелёным листом, любит соль. Мальчики насыпали соли на пень..
Постановка учебной задачи. Как шипит змея? Как дует ветер? Значит, с каким звуком будем работать?
Ша-ша-ша Шу-шу-шу Аш-аш-аш Прочитайте чистоговорку
Ша-ша-ша. Прочитайте с повествовательной интонацией.
Шу-шу-шу ! Прочитайте с восклицательной интонацией.
Аш-аш-аш. Прочитайте с вопросительной интонацией.
Ша-ша-ша Прочитайте с ударением на первом слоге.
Шу-шу-шу Прочитайте с ударением на втором слоге.
Аш-аш-аш Прочитайте с ударением на третьем слоге.
Ша-ша-ша - мама моет Шу-шу-шу - я письмо пишу. Аш-аш-аш - у Марины Прочитайте чистоговорку, добавляя слова
Какие встретились слова с новым звуком?
Соотнесите слово со звуковой схемой
Дайте характеристику звуку [ш] Согласный, Глухой, Твёрдый.
Определите место звука [ш] в словах
В начале словаВ середине словаВ конце слова
Какое слово лишнее? -РАСТЕНИЕ -ОДЕЖДА
Посмотри на букву Ш – Буква очень хороша, Потому что из нее Можно сделать Е и Ё. Ш Ш Ш
Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл.
Работа над текстом (Азбука, с.141) Наступила осень. Стояли ясные деньки. Дети пошли в лес. В осеннем лесу ярко горели кисти рябин. Ребята собирали сосновые и еловые шишки.
Отгадайте загадки Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. Весной цвету, Летом плод приношу. Осенью не увядаю, Зимой не умираю. Похожа я на елку, Но длинней иголки.
Правильно, это ЕЛЬ СОСНА Чем они отличаются?
ЕЛЬ СОСНА У сосны ветки расположены высоко, у елей – по всему стволу.
ЕЛЬ СОСНА У ели шишки продолговатые, у сосны – укороченные.
ЕЛЬ СОСНА У ели хвоинки расположены по одной, у сосны – по две.
Подберите однокоренные слова, отвечающие на вопрос какие? ЕЛЬ- СОСНА-
Подберите однокоренные слова, отвечающие на вопрос какие? ЕЛЬ- ЕЛОВЫЕ СОСНА- СОСНОВЫЕ Эти слова вам встретятся в тексте.
Какое предложение из текста подходит к схеме?
Какое предложение из текста подходит к схеме? Наступила осень.
Распространите предложение, чтобы оно подходило к схемам.
Найдите отрывок к рисункам В осеннем лесу ярко горели кисти рябин.
Какие ещё значения могут быть у слова кисти?
Прочитайте предложение с такой интонацией. Ребята собирали сосновые и еловые шишки.
Найдите в рассказе слова к схеме. ШИШКИ КИСТИ
Дети взяли ручки и дописали рассказ. Довольные дети вернулись домой. Маша написала письмо Ольге. Выберите предложение, которым можно дополнить текст.
Работа над иллюстрацией на с.140 Азбуки Рассмотри-ка все внимательно. Поразмысли не спеша. И отыщешь обязательно Все слова на букву Ш. Шуты, Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка.
Составьте предложения к схемам по иллюстрации.
Отгадайте загадки и в красном прямоугольнике вы сможете прочитать очень важное слово с новой буквой
1. Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А, ну, подскажите имя ее. 4. Вместе с Карлсоном Прыгал с крыш Шалунишка наш … 2. Наряд мой пестрый, колпак мой острый, Мои шутки и смех веселят всех. 5. Она красива и мила, А имя ей от слова «зола». 3. Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор…
ШАПОЧКА ПЕТРУШКА АЙБОЛИТ МАЛЫШ ЗОЛУШКА
Какое слово лишнее? Шапочка, Петрушка, Малыш, Золушка – есть звук [ш] Айболит – нет звука [ш]
Итог урока С какими буквами познакомились? Какой звук они обозначают? Дайте характеристику звуку [ш]. Какие слова с новым звуком запомнили?