Формирование и развитие личности педагога через «Я-концепцию» учителя
Современный учитель погружен в ситуацию, вынуждающую его функционировать и приспосабливаться, как в жизни в целом, так и в профессиональной деятельности, окончательно теряя при этом идеалы, ценности, нравственные ориентиры, приобретая безверие и опустошенное «Я»
«Я-концепция» - это система взглядов о себе, о Человеке, о ребенке; это осмысление своей миссии учителя сегодняшнего дня, роли ученика в учебно- воспитательном процессе, назначения и функций урока сегодня, своей роли в развитии школы, в которой педагог работает.
Разрабатывая свою «Я-концепцию», учителю целесообразно изучить исторический опыт, который вменял соответствующие обязанности учителю. Обращаясь к истории предлагаю восемь обязанностей учителя в суфийском учении Суфий – мудрец, учитель в арабской традиции
1. «Первая обязанность учителя – симпатизировать ученикам и обращаться с ними, как с собственными детьми». Учитель должен заботиться о благополучии своих учеников в такой же степени, как отец или мать пекутся о своих детях. Учитель должен всегда помнить об их слабостях, но, как родители, быть способным любить их за эти слабости.
2. «Вторая обязанность учителя - следовать примеру Дающего закон: он не должен ждать вознаграждения за свою работу…не должен принимать ни платы, ни благодарности». Учитель обычно имеет определенное занятие, свое ремесло, так что не зависит от учеников материально. Учитель должен быть благодарен ученику за желание учиться. Реальные плоды учительского влияния проявятся через годы, поэтому смешно ждать скорого результата. Но в этом и трагедия учителя – не видеть плодов собственного труда, работать на отдаленное будущее.
3. «Учитель никогда не должен отказывать ученику в совете и не должен позволять ему работать на какой-либо ступени, пока он не готов к этому» Учитель, а не ученик оценивает меру продвижения. Это уже указание на возрастной подход, с одной стороны, а с другой – знание о пути к истине, к просветлению, указание на логику становления мудрости.
4. «Отговаривая ученика от дурных путей, учитель должен действовать скорее намеком, чем прямо, и с симпатией, а не грубыми попреками…Прямые запрещения разрушают покров благоговения, вызывают защиту и возбуждают упрямство». Ведь прямой и самый короткий путь не всегда самый правильный. Так же не всегда правилен и известный путь. Сам поиск новых дорог оказывается куда более успешным в деле воспитания, чем использование нахоженных троп.
5. «Учитель, обучающий определенной науке, не должен пренебрежительно отзываться о других науках перед учениками». Задача учителя состоит в том, чтобы учить тому, что он знает. Он не должен вызывать в ученике сомнение в других учителях, которые могут быть ему полезны на других стадиях развития. Не так важно то, чему учится ученик, как то, чтобы он чему–нибудь учился.
6. «Учитель должен ограничивать ученика тем, что тот способен понять, и не должен требовать от него ничего, чего его ум не способен постичь, опасаясь вызвать неприязнь к предмету занятий или смущение ума».
7. «Учитель должен давать отстающим ученикам только то, что подходит их ограниченному пониманию, не упоминая о деталях, которые могут их привлечь, но от которых учитель считает лучшим пока воздержаться…Обычно каждый считает себя способным овладеть любой наукой, как бы сложна она не была. Даже самые скудоумные среди людей обычно радуются совершенству своего ума». Если содержание обучения превосходит способности понимания ученика, усилия потрачены впустую. Материал, изучаемый преждевременно, может быть неправильно понят, и это позже может стать препятствием к продвижению.
8. «Учитель должен делать то, чему он учит, и не давать своим делам изобличать во лжи свои слова». Учитель в первую очередь не источник информации, а живой пример эффективности учения.
А вот как могут звучать современные заповеди учителю: 1. Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. Если ребенок кричит и бегает по коридорам – это в первую очередь особое и законное проявление его внутренней энергии, и лишь во вторую – нарушение правил общественного поведения. Единственное исключение – неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью.
Приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные, сопроводи его позитивную самореализацию. 2. Приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные, сопроводи его позитивную самореализацию. Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться. Просчеты и недостатки, на которых внимание учителя явно не концентрируется, будут уходить, не получая внешней энергетической подпитки.
Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. 3. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку – сочиняй и ты, на математике решай задачи вместе со всеми.
4. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответов (ты думаешь, что знаешь). Ищи истину вместе с ними. Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении, ощути радость совместного с ними творчества и открытия.
Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. 5. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.
Ничего не делай просто так. 6. Ничего не делай просто так. Если ты с детьми, то ты учитель в любой момент времени. Любая ситуация для тебя педагогическая. Умей сам создать её и использовать возникшую для решения образовательных задач. Ученик, попавший в образовательную ситуацию, всегда имеет в результате личные знания и опыт, свой собственный вывод
Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком. 7. Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком. Всё, что он делает или не делает, есть внешнее выражение его внутренней сущности. Всегда старайся понять внутреннее через внешнее. Будь переводчиком всех его поступков и работ. Вглядывайся, вслушивайся, вчувствуйся и вдумывайся в ребенка. Обсуждай его успехи и проблемы. Даже делая это без него, ты будешь помогать ему.
Таким образом, формируя положительную «Я- концепцию» учителя, необходимо обеспечивать создание зоны определяющего развития людей, их способа мышления и образа жизнедеятельности через образование, систему повышения квалификации педагогических кадров, создав способы, посредством которых люди смогут открывать себя и лучше уважать друг друга, творить подлинный гуманизм и милосердие. Ведущее в этой деятельности – забота о раскрытии творческих и нравственных потенций человека, постижения себя в себе и себя в других.
Спасибо всем за внимание и терпение.