классного руководителя 8 класса МОУ «Таутовская СОШ» Нестеровой Валентины Васильевны 1
Пояснительная записка Основание программы Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, вспышки гнева, поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше внимания уделять индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним. Эти возрастные особенности подросткового периода легли в основу индивидуальной программы развития. Данная программа разработана в связи с низкими показателями успеваемости данного ученика, средним уровнем его конфликтности как с учителями, так и одноклассниками. Программа направлена на выявление причин вышеуказанных особенностей. Для решения этой задачи используются индивидуальные и групповые формы работы (совместно с классом, с учителями-предметниками, классным руководителем и родителями). Разработчик программы Классный руководитель : Нестерова Валентина Васильевна Цель: выявление причин низкой успеваемости и конфликтности ученика и их устранение выявление и максимальное развитие положительных качеств личности ученика. 2
3 Этапы разработки программы 1. Диагностический 2. Разработка индивидуальной программы развития учащегося 3. Коррекционно -развивающий 4. Подведение итогов Цель данного этапа- углубленное психолого – педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. На данном этапе ставится следующая задача: - провести психолого – педагогическое обследование ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления: -диагностика познавательной деятельности ; -исследования эмоционально – личностной сферы; - диагностика межличностных отношений; - диагностика психологического здоровья Цель данного этапа- углубленное психолого – педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. На данном этапе ставится следующая задача: - провести психолого – педагогическое обследование ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления: -диагностика познавательной деятельности ; -исследования эмоционально – личностной сферы; - диагностика межличностных отношений; - диагностика психологического здоровья На основе диагностических данных классным руководителем определяются цели развития ученика, либо самим ребенком (с помощью классного руководителя) определяются цели собственного развития на предстоящий период времени и план их реализации Его цель – реализация индивидуальн ых программ развития ребенка (практическая деятельность, воплощение программы в жизнь). По завершению программы учеником делается самоанализ своего развития. Классным руководителем анализируется результат всей программы. По завершению программы учеником делается самоанализ своего развития. Классным руководителем анализируется результат всей программы.
4 Диагностические выявление уровня самооценки испытуемого; выявление уровня его личностной, реактивной, школьной тревожности; диагностика показателей и форм агрессии испытуемого; выявление социального статуса испытуемого в классе; диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями. ПсихокоррекционныеКонсультативные Повышение самооценки учащегося; Снижение уровня его тревожности и агрессии; Коррекция нарушений детско-родительских отношений в семье; Формирование коммуникативных качеств учащегося с целью устранения его дезадаптации. Консультирование испытуемого по полученному диагностическому материалу; Консультирование родителей по нарушениям семейных взаимоотношений; Консультирование классного руководителя по решению выявленных психологических проблем испытуемого. Консультирование испытуемого по полученному диагностическому материалу; Консультирование родителей по нарушениям семейных взаимоотношений; Консультирование классного руководителя по решению выявленных психологических проблем испытуемого. Профилактические проведение индивидуальных и групповых бесед с учащимися по проблемам эффективного общения, понимания друг друга; беседы с родителями по проблемам воспитания ребенка в семье, помощи в обучении проведение индивидуальных и групповых бесед с учащимися по проблемам эффективного общения, понимания друг друга; беседы с родителями по проблемам воспитания ребенка в семье, помощи в обучении
Срок реализации программы: с учебного года по учебный год 2 вариативный этап Ожидаемый результат: повышение успеваемости учащегося, снижение уровня его агрессии и тревожности 5
6 Общие сведения Яковлев Алексей Владимирович ученик 8 класса, проживает в д. Таутово Аликовского района. Вредных привычек не имеет, но часто пропускает уроки, к учебе относится не добросовестно Яковлев Алексей Владимирович ученик 8 класса, проживает в д. Таутово Аликовского района. Вредных привычек не имеет, но часто пропускает уроки, к учебе относится не добросовестно Медицинские показатели Год рождения – 1992 г. Рост (см) Вес (кг) - 43 Состояние зрения - норма Хронические заболевания – нет Группа здоровья – II Физкультурная группа - основная Год рождения – 1992 г. Рост (см) Вес (кг) - 43 Состояние зрения - норма Хронические заболевания – нет Группа здоровья – II Физкультурная группа - основная
7 Характеристика Яковлева Алексея, ученика 8 класса МОУ «Таутовская СОШ» Характеристика Яковлева Алексея, ученика 8 класса МОУ «Таутовская СОШ» Успеваемость учащегося большинство предметов на «3». Отношение к учению нестабильное, наблюдаются перепады от положительного к нейтральному и наоборот. Интеллектуальные возможности выше среднего. Мотивами учения являются познавательный интерес к предметам, в некоторых случаях, и стремление получить оценку- -в других. 2.Положение в классном коллективе, отношение к коллективу. Позиция в коллективе предпочитаемый. Взаимоотношение с одноклассниками хорошие, но иногда бывают конфликты. По манере, стили, общения окружающими преобладает доминатный стиль (с одноклассниками, другими учениками) – уверен в себе, нелегко признает свою неправоту, в общении с взрослыми – интроверт, не склонен контактам, предпочитает общению деятельность, в разговоре не многоскловен. 3.Отношение к общественной деятельности и отношению к общественно – полезному труду Отношение к общественным поручениям - по настроению, отношение к трудовым делам класса – по настроению. Отношение к физическому труду добросовестное. 4. Направленность интересов. Проявляет интерес к спортивной, культурной и художественной деятельности. Состоит в кружке «Информатика» 5. Самооценка Уровень самооценки занижен. Недооценивает свои положительные качества.
Отец- Яковлев Владимир Иванович Рабочий Брат Владимир рабочий Сестра Татьяна Повар Сестра Марина Брат Андрей Брат Дмитрий Брат Денис Сестра Надежда Сестренка Людмила 8 Сведения о семье Алексей
Характеристика семьи Психологическая атмосфера в данной семье неблагоприятная. В семье 9 детей. В 1999 году умерла мама. С 1999 года по 2004 год отец сидел в тюрьме, а дети жили в детском доме в г. Шумерля. 4-ый год дети живут вместе с отцом. Семья неблагополучная, в том числе -педагогически некомпетентная (родитель не владеет культурой воспитания); -нравственно- неблагополучная (отец выпивает); -конфликтная, в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера. В характере взаимоотношений родителя с детьми наблюдаются попустительство. 9
Отношение к учебе 10 Любимые предметы – информатика, алгебра, химия Нелюбимые предметы – музыка Уровень внимания – средний Активность на уроке – средняя Запоминание материала – выше среднего Выполнение своих обязанностей – нерегулярно Уровень развития мышления – средний Отношение к требованиям учителей – пассивно-положительное
Личность ученика в коллективе Линия поведения – принятый Отношение к мнению коллектива – благожелательное Выполнение общественных поручений – удовлетворительно Близкие друзья – сверстники, отношение к друзьям -ведомый В конфликтной ситуации – не уступает 11
12 Опросник определения уровня воспитанности учащегося Опросник по определению уровня самооценки Вязкая тревожность – 28 баллов Диагностика творческой активности учащихся (методика М.И. Рожкова) Самооценка по критериям: «чувство новизны» - 1б; «критичность » - 1,75 б; «способность преобразовать структуру объекта» - 1,25 б; «на направленность творчество» - 1б. Уровень творческой активности - средний Диагностика творческой активности учащихся (методика М.И. Рожкова) Самооценка по критериям: «чувство новизны» - 1б; «критичность » - 1,75 б; «способность преобразовать структуру объекта» - 1,25 б; «на направленность творчество» - 1б. Уровень творческой активности - средний Методика диагностики показателей и форм а агрессии А.Басса и А.Дарки – вербальная агрессия 0.56 – ниже среднего Методика измерения уровня тревожности Тейлора адаптация Т.А. Немчинова –низкий уровень тревоги
Сферы деятельности (где происходит проявление личных качеств) Развитие интересов ученика Перспектива развития ученика Самоуправление в классеЧлен трудового сектораГлавный редактор Общественно-полезная деятельностьбезразличнозаинтересованно Учебно-познавательная деятельностьДополнительные занятия во внеурочное время Развитие кругозора и интереса к наукам естествонаучного цикла Работа над самим собойОценивание своих поступков и поступков окружающих Умение самостоятельно принимать решение НравственностьЛюбовь к младшим и забота о них Ответственное отношение к своим обязанностям Спортивно-оздоровительнаяУчастие во всех спортивных мероприятиях Посещение спортивных секций и кружков 13 Разработка индивидуальной программы Включены следующие приоритетные направления: Творчество, лидерство, нравственность, учебная деятельность Разработка индивидуальной программы Включены следующие приоритетные направления: Творчество, лидерство, нравственность, учебная деятельность
Учебно –познавательная деятельность 14 Коррекционно – развивающий этап (воплощение программы в жизнь) Рейтинг поведения ученика 8 класса Учебная деятельность Творчество 1б,-1б-1б Работа над саморазвитием Внешн ий вид Ведени е дневни ка Состоя ние учебни ков, тетраде й Состоя ние мебели 3б 2б2б2б
15 Общественно – полезная деятельность Участие родителей в жизни класса Школьные родительск ие собрания Классные родительск ие собрания Спонсорска я помощь Оценка поведения ребенка родителем -1б 2б
16
Фо рм ы пр оф ила кти чес ко 17 Формы профилактической работы классного руководителя Изучение жилищных условий ребенка Беседа с родителями о соблюдении режима труда и отдыха ребенка, питании Беседа с родителями по выявленным в ходе обследования психологическим проблемам ребенка Беседы с испытуемым о роли знаний в жизни человека и в его будущей профессиональной состоятельности Вовлечение испытуемого во внеклассные мероприятия, назначение его ответственным за их проведение с целью изменения его статуса в классе, поднятия самооценки Беседы с детьми о культуре общения.
18 Из газет: автомобильные журналы; Из предметов: химия, физика; Из напитков: натуральный сок; Из фильмов: комедии, ужасы; Из еды: картошка; Из музыки: рэп, армейские песни; Вид спорта : футбол; Увлечения: музыка, компьютер.
1. Что тебе нравится в себе? Характер. 2. А что не нравится? - 3. Каких девочек предпочитаете? Веселых, общительных. 4. Какие черты характера нравятся в людях? Серьезность, точность. 5. А с кем бы вы «не пошли в разведку»? С болтуном. 6. Кем вы видите себя в будущем? 7. Хватает ли вам хороших людей в жизни? Да. 8. Есть ли у вас проблема в жизни? Нет. 9. Устраивают ли тебя оценки в журнале? Да. 19
Проявляет интерес к определённым предметам над которыми работает много. Ставит цель в каждую четверть и старается добиваться определённых успехов. Проявляет ответственность за свои поступки и за поступки окружающих. Но некоторые действия неадекватны. Умеет организовывать свою работу. Дорожит статусом ученика сына, друга, но иногда допускает небрежность по отношению к другим Переживание своих успехов и неудач в учебе: Переживает за свои неудачи в учебе и в личной жизни, стремится не допускать срывов, хотя это не всегда получается.