Степанова А.А. Малоянгорчинская ООШ Как dandy лондонский одет… (исследование по роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» ) Работа учащихся 9 класса МОУ «Малоянгорчинская ООШ»
Степанова А.А. Малоянгорчинская ООШ Основополагающий вопрос: Ч то может рассказать одежда о своем хозяине?
Степанова А.А. Малоянгорчинская ООШ Вопросы учебной темы: 1.Что общего в манере одеваться между А. С. Пушкиным и его героем Евгением Онегиным? 2.Какие эталоны красоты существовали в пушкинскую эпоху? 3. Как мода помогает сохранить связь времен?
Степанова А.А. Малоянгорчинская ООШ Наше предположение: Считается, что всё в нашем мире развивается по спирали. Неспроста то, что было модным, скажем, 100 лет назад, становится модным и в наши дни. Мы предполагаем, что мода пушкинского времени в скором будущем к нам вернется.
Степанова А.А. Малоянгорчинская ООШ Ход исследования: 1. На основе романа в стихах «Евгений Онегин», а также известных нам ныне фактов из жизни А.С.Пушкина исследовать моду первой половины девятнадцатого века и изучить эталоны красоты исследуемой эпохи. 2. Сравнить манеру одеваться Александра Сергеевича Пушкина с одеждой его героя – Евгения Онегина. 3. Выяснить, какие предметы одежды, аксессуара и т.д. входило или входит в моду наших дней.
Степанова А.А. Малоянгорчинская ООШ Мода мужского костюма. Мужской костюм пушкинских времен приобрел большую строгость и мужественность по сравнению с XVIII веком. Мужскую моду на протяжении XIX века диктует преимущественно Англия. Пушкин, описывая модный костюм Онегина, отмечает: "Как dandy лондонский, одет" Как одевались дэнди тех времен? Поверх белоснежной рубашки со стоячим накрахмаленным воротником, жестким и тугим, на шею повязывали галстук. Поверх жилета надевали фрак. Другой распространенной мужской одеждой был сюртук, в переводе с французского - "поверх всего". Первоначально сюртук надевали на фрак, мундир. Он заменял современное пальто. Дополнением к мужскому костюму служили перчатки, трость и часы на цепочке, для которых в жилете был предусмотрен специальный карман. Распространены были и мужские украшения: помимо обручального кольца, многие носили перстни с камнями.
Степанова А.А. Малоянгорчинская ООШ Мужская мода XIX века Какая она? Одежда: белоснежная рубашка галстук жилет(однобортные и двубортные) фрак (пуговицы - драгоценные) панталоны (из шерстяных тканей светлых тонов) костюмы (из шерстяных тканей темных тонов) Верхняя одежда: сюртук, бекеша, шинель каррики (пальто, имевшее множество воротников – до 16!) меховые шубы макинтош(непромокаемый плащ) плед Аксессуар: перчатки трость часы на цепочке Украшения: обручальные кольца перстни с камнями Головные уборы: цилиндр шапокляк (плоская шляпа) боливар Прическа: волосы завивали в тугие локоны «а la Titus»
Степанова А.А. Малоянгорчинская ООШ Эталон мужской красоты Эталон – образец для подражания, идеал. В пушкинское время фраки туго обхватывали талию и имели пышный в плече рукав, что помогало мужчине соответствовать идеалу красоты той поры. Тонкая талия, широкие плечи, маленькие ноги и руки при высоком росте!
Степанова А.А. Малоянгорчинская ООШ Александр Пушкин. Модник? Очень модными становятся клетчатые ткани. Сложенные клетчатые пледы часто перебрасывали через плечо. Именно с клетчатым пледом позировал Пушкин художнику Кипренскому. По воспоминаниям современников, и у Пушкина были длинные, ухоженные ногти, запечатленные, кстати, на его портрете кисти Кипренского. Боясь сломать их, поэт иногда на один из пальцев надевал золотой наперсток, с которым не стеснялся появляться даже в театре. Пушкин, будто б в оправдание, писал в "Евгении Онегине": Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей: А на тропининском портрете у Пушкина на правой руке кольцо и перстень, надетый на большой палец. Известно, что в молодости поэт носил золотой перстень с восьмиугольным сердоликом, имевшим магическую надпись на еврейском языке. Это был подарок любимой.
Степанова А.А. Малоянгорчинская ООШ Александр Пушкин – Евгений Онегин Есть много общего в манере одеваться между Пушкиным и Онегиным: оба носили боливар, непромокаемые плащи, накрахмаленные рубашки, жилеты… При чтении романа создается впечатление, что Пушкин писал портрет своего героя с себя, так как у поэта и его героя много общих увлечений и пристрастий. Например, театр, прогулки по бульвару… Известно, что Пушкин тщательно следил за своим туалетом. Онегин проводит перед туалетным столиком более 3 часов. У Пушкина были ухоженные ногти. У Онегина всяких только пилочек и ножичков было больше 30.
Степанова А.А. Малоянгорчинская ООШ Мода женского костюма На молодых женщинах и девицах все было так чисто, просто, свежо... Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, кои плотно обхватывали стан и верно обрисовывали прелестные формы", - так писал о русской моде начала XIX века один из ее современников. В начале века женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсирующих его простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, фероньерками, серьгами. Браслеты носили не только на руках, но и на ногах, а перстнями и кольцами украшали чуть ли не каждый палец руки. Дамские туфельки, сшитые из материи, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг щиколотки наподобие античных сандалий. Особо популярны были корсеты. Корсет носила очень узкий И русский Н как N французский Произносить умела в нос. Большую роль в гардеробе женщины по-прежнему играют пелерины, шарфы, шали. «На кудри милой головы Я шаль зеленую накинул». Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал.
Степанова А.А. Малоянгорчинская ООШ Эталон женской красоты Мода XIX века тяготела к искусственности. Всё естественное, натуральное казалось грубым, примитивным. Здоровый румянец и загар, крепкое и сильное тело были признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. Первой красавицей по праву можно назвать Наталью Николаевну Пушкину – жену поэта. В круг стана вьются и трепещут прозрачной сетью кружева». А. Пушкин.«Евгений Онегин».
Степанова А.А. Малоянгорчинская ООШ Женская мода XIX века. Какая она? Одежда: платья из полупрозрачных тканей кружева, ленты корсеты манто, редингот, капот, салоп, муфты Обувь: туфли из материи (без каблуков) ботинки на застежке сандалии башмачки Украшения: Жемчужные нити, колье Браслеты (даже на ногах!) Диадемы Фероньерки Серьги, перстни, кольца Аксессуар: длинные перчатки митенки (перчатки без пальцев) веер ридикюль зонт Прическа: каштановый цвет волос букли на висках Головные уборы: множество шляпок (с вуалью) беретки боа пелерины, шарфы, шали
Степанова А.А. Малоянгорчинская ООШ Выводы: 1) Мода очень тонка в своих нюансах. У каждой эпохи свои эталоны красоты. 2) Есть много общего в манере одеваться между А.С.Пушкиным и его героем. 3) Хотя мода изменчива и ветрена, но она помогает сохранить связь времен. Многие из тех предметов одежды, туалета, аксессуаров, что было модно во времена Пушкина, возвращается к нам из прошлого: бальные наряды, фраки, шали, тончайшие кружева, туники, перчатки, веера… Итак, все возвращается на круги своя.
Степанова А.А. Малоянгорчинская ООШ Источники: 1. «История костюма, составленная Наталией Будур». М.: Олма- Пресс, Пушкин А. С. «Евгений Онегин». Роман в стихах». М., h h tttt tttt pppp :::: //// //// cccc uuuu llll tttt uuuu rrrr eeee.... pppp ssss kkkk oooo vvvv.... rrrr uuuu 4.h ttp://