1 Практикум по подготовке урока по окружающему миру с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100»
2 1. Как проектировать метапредметные результаты урока (УУД) 1 шаг – выбор метапредметного результата (УУД) для данного урока 2 шаг – подбор заданий для формирования метапредметного результата 3 шаг – разработка урока по предмету с учетом сформулированных метапредметных результатов
1 шаг – выбор метапредметного результата (УУД) для данного урока Кто выбирает метапредметный результат? 3 Учитель и ученики.
1 шаг – выбор метапредметного результата (УУД) для данного урока Где записаны метапредметные результаты? 4 В дневниках Образовательной системы «Школа 2100».
Куда мы записываем метапредметный результат, который мы выбрали и будем формировать? 5 1 шаг – выбор метапредметного результата (УУД) для данного урока
2 шаг – подбор заданий для формирования метапредметного результата Как мы формируем УУД на уроке? Какое из заданий годится для этого? 6 Продуктивное задание.
2 шаг – подбор заданий для формирования метапредметного результата На какое умение нацелено это задание? 7 Наблюдаю и делаю самостоятельные выводы.
2 шаг – подбор заданий для формирования метапредметного результата На какое умение нацелено это задание? 8 Ищу и нахожу информацию в разных источниках.
2 шаг – подбор заданий для формирования метапредметного результата На какое умение нацелено это задание? 9 Нахожу и формулирую проблему урока вместе с учителем.
10 3 шаг. Как проектировать урок по учебнику, основанному на минимаксе 1 этап – определение нового знания (минимума) 2 этап – определение целей урока 3 этап – конструирование проблемной ситуации 4 этап – разработка диалога со школьниками 5 этап – выбор максимума, с которым можно познакомить школьников в оставшееся на уроке время (лучше его определить с ребятами)
11 1 этап – определение нового знания минимума. Как мы можем определить минимум? С помощью таблицы требований в дневнике. С помощью программы, например, в методических рекомендациях. С помощью учебника (перечень умений на стр. 7) Объяснять действие притяжения Земли на предметы С помощью вывода в параграфе Понятие, которое нужно запомнить
Минимум Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения 12 Объяснять действие притяжения Земли на предметы Минимум
Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения 13 Объяснять действие притяжения Земли на предметы Минимум
Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения 14 Объяснять действие притяжения Земли на предметы ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ используется в случае, если на уроке остается время. Дополнительный материал может заменить необязательную часть материала параграфа.
Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения 15 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ для любознательных используется Только в сильном классе или для сильных учеников, проявивших интерес к теме урока. Объяснять действие притяжения Земли на предметы
16 2 этап – определение целей урока УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ МИР УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ две главные линии развития (цели) предмета окружающий мир 1. Объяснять действие притяжения Земли на предметы 2. Нахожу и формулирую проблему урока вместе с учителем
17 Немного теории: из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок 2) Выдвижение версий 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками 3) Актуализация имеющихся знаний 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике 4) Составление плана решения проблемы
18 Немного теории: проблемная ситуация Понятие Типы нового знания, которые дети могут открыть сами: Приемы создания проблемной ситуации ЗакономерностьПравило, алгоритм Приемы 1-3 Предъявить ученикам два противоречащих друг друга факта, мнения теории и т.д.! Приемы 4-6 Дать задание порождающее затруднение (на новый материал, не сходное с предыдущим) чаще История, Биология, География чаще Русский язык. Математика Какой случай подходит нам?
19 3 этап – конструирование проблемной ситуации Что происходит с людьми на другой стороне Земли по мнению Лены? Логично ли она рассуждает? (вспомните свой бытовой опыт) А Миша прав? Какой у вас возникает вопрос? Что мы узнаем на уроке? Что вас удивляет? Совпадает ли мнение Лены и Миши? Какие вопросы можно задать к диалогу Лены и Миши? Как вы думаете, что ответил Миша? (версии)
Что у нас будет написано на доске? 20 Вопрос, сформулированный школьниками Ответ, полученный на уроке Почему люди на другой стороне Земли не падают? Почему предметы не улетают от Земли? ИЛИ Земля притягивает к себе предметы.
21 4 этап – разработка поиска решения проблемы. Выбор источников получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы Работа с текстом и иллюстрациями учебника Проведение опытов, наблюдений, анализ жизненного опыта Диалог на основе опыта детей Диалог на основе чтения текста
22 Немного теории: виды диалогов Побуждающий диалог Вопросы, на каждый из которых возможно несколько разных вариантов правильного ответа, в том числе не предусмотренные автором диалога + Развивает творческое мышление - Ученики могут увести в сторону от темы - Не возможно просчитать по времени Подводящий диалог Последовательная цепочка вопросов, в каждом из которых запрограммирован правильный ответ (по сути – один) + Развивает логическое мышление + Просчитывается по времени + Ведем к нужному результату - Не развивается творческое мышление
23 4 этап – разработка поиска решения проблемы. Организация диалога по поиску решения проблемы Пример подводящего диалога Что наблюдал Ньютон? (Как падают яблоки) Какую причину падения яблок на землю предположил Ньютон? (притяжение Земли) Какое явление, основанное на притяжении, сумел объяснить Ньютон? (движение Луны) Составьте подводящий диалог к тексту
Составьте примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов 24 Земля Луна
25 Важно учить детей самостоятельно «открывать» знания на каждом уроке но сложный материал гораздо проще, быстрее и лучше расскажет учитель Я не волшебник, я только учусь!
26 5 этап – выбор максимума, с которым можно познакомить школьников в оставшееся на уроке время (лучше его определить с ребятами) Максимум проще рассказать самому учителю!
6 этап – выбор заданий для применения нового знания 27 Учебник На что нацелены разные задания, имеющие,, Репродуктивные задания, нацеленные только на предмет Продуктивные задания, нацеленные на познавательные УУД, Продуктивные задания, нацеленные на личностные результаты Нужно ли выполнять их все? Конечно нет!
6 этап – выбор заданий для применения нового знания 28 Рабочая тетрадь Нужно ли выполнять их все? А сколько? Конечно нет! 1-2 в классе и 1 на выбор дома.