В комплексе психолого-педагогических наук основным видом информации в педагогическом эксперименте является качественная, содержательная информация. Качество какого-либо объекта (процесса) 1) его существенные, устойчивые свойства, благодаря которым он этим объектом и является. Таким образом, качественная информация об объекте выражает его сущность и содержание и совершенно необходима для его характеристики. наличие 2) соотношение уровня каждого из выделенных свойств с заданным уровнем уровень
Качества субъекта Качества процесса скорость состав структура последовательность этапов доля/ процент содержания цель, задачи Ресурсы (?) компетентность эффективность система результат метод, технология Качества объекта
Качественными характеристиками (параметрами) описываются в педагогике все процессы и результаты обучения и воспитания, все виды деятельности, взаимоотношений участников педагогического процесса, все достижения в развитии личностей и коллективов. Основные закономерности и принципы педагогики также имеют качественную форму
Если в точных науках измерение сводится к сравнению данной величины с однородной ей величиной, принятой за единицу (эталоном), то для психолого-педагогических параметров таких эталонов не имеется
Будем называть педагогическим измерением операцию присвоения чисел объектам и их свойствам в соответствии с определенными правилами. В педагогическом эксперименте применяются четыре основных способа измерения, связанные с различными правилами, называемые измерительными шкалами (номинальная, порядковая, интервальная и шкала отношений).
Скорее, классификация, а не измерение, делит все объекты на группы по какому-либо признаку (различию). Этим признакам присваиваются определенные числа (код), что создает удобства при дальнейшей обработке экспериментальных данных. Никакого количественного соотношения между объектами в номинальной шкале нет. Примеры: А. Учащиеся класса делятся на две категории и обозначаются: девочки - 01, мальчики Б. Группы нарушителей дисциплины и их обозначение (кодирование): на уроке - 1, на улице - 2. дома - 3. (шкала наименований) 1. Номинальная шкала (шкала наименований)
Самым ярким примером порядковой шкалы является пятибалльная система оценки ЗУН учащихся. 3начительно труднее применять порядковую шкалу для количественных оценок других качеств личности (в воспитательном процессе). Здесь имеется несколько разновидностей порядкового шкалирования (измерения): ранжирование (в ряд), группировка (ранжирование по группам), парное сравнение, метод рейтинга, метод полярных профилей. 2. Шкала порядка предназначена для измерения (обозначения) степени различия какого-либо признака или свойства у разных объектов.
Изучаемые объекты располагаются в ряд (упорядочиваются) по степени выраженности какого-либо качества. Первое место в этом ряду занимает объект с наиболее высоким уровнем данного качества, и ему присваивается наивысший балл (числовое значение выбирается произвольно). Затем каждому объекту ранжированного ряда присваиваются более низкие оценки, соответствующие занимаемым местам. Ранжирование.
Анкетирование отношения учащихся к данному событию позволило разбить их на группы и оценить следующим образом: Учащиеся с ярко положительным отношением ранг + 2 со слабо положительным ранг + 1 с безразличным ранг 0 со слабо отрицательным ранг - 1 с резко отрицательным ранг - 2
Учащиеся сопоставляются друг с другом (каждый с каждым) по какому-либо качеству. Если они одинаковы, то каждый получает по баллу. Если у одного этого качества больше, чем у другого, первый получает два балла, второй - 0 (как при спортивных играх по круговой системе). Суммируя полученные каждым баллы, получаем количественное выражение уровня развития данного качества у каждого учащегося (его ранг). Парное сравнение.
Пример: В результате сравнения по признаку "кто воспитаннее?" получается следующая таблица: Иванов ПетровСидоровОбщий балл (ранг) Иванов-112 Петров1-23 Сидоров10-1
В этом приеме оценка объекта производится путем усреднения оценочных суждений группы компетентных экспертов. группы компетентных экспертов. Имея общие критерии оценки (в порядковой шкале, в баллах), эксперты независимо друг от друга (в устной или письменной форме) выносят свои суждения. Усредненный результат экспертной оценки является достаточно объективным и называется рейтингом. Рейтинг.
Этот прием предполагает применение для оценки условной шкалы, крайними точными которой являются противоположные значения признака (например, доверие - недоверие, всегда - никогда и т. п.). Промежуток между полюсами делится на произвольное количество частей (баллов). Пример. Оценка степени доверия кандидату на выборную должность дается в полярной шкале: (Доверяю полностью) …… (Совсем не доверяю) Метод полярных профилей.
Предназначены для изучения межличностных отношений в группах и коллективах. В них используются все вышеперечисленные приемы номинального и порядкового шкалирования, и на их основе с помощью математической обработки определяется целый ряд характеристик групп и коллективов учащихся. Социометрические измерения (методики)
В интервальной шкале вводится единица или масштаб измерения. Нулевая точка шкалы выбирается произвольно. Примеры: температурные шкалы; шкалы стандартизированного тестирования интеллекта. Шкала отношений: отличается от интервальной только тем, что ее нулевая точка не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Сюда относятся и все количественные данные, получаемые пересчетом объектов какого-либо множества (число учащихся, уроков и т. п.). Интервальная шкала