Развитие инициативы и самодеятельности учащихся в классном коллективе.
А.С. Макаренко. « Я все свои 16 лет советской педагогической работы потратил на решение вопроса от строении коллектива, его органов, о системе полномочий и о системе ответственности»
Сущности, цели и принципы самоуправленческой деятельности. Самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.
Цели самоуправленческой деятельности. Во – первых, содействие развитию ребёнка. «Самодеятельность, - по утверждению Т.Е.Конниковой,- очень острое оружие: деятельность, совершаемая по внутреннему побуждению, обязательно отражается в чертах личности». Самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность.
Во – вторых, организация эффективного функционирования учебной группы.Во – вторых, организация эффективного функционирования учебной группы. В третьих, формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.В третьих, формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.
Принципы самоуправления. Деятельное наполнение работы органов самоуправления.Деятельное наполнение работы органов самоуправления. Социальная значимость.Социальная значимость. Соответствие уровню развития коллектива.Соответствие уровню развития коллектива. Добровольность и выборность.Добровольность и выборность. Инициатива, самодеятельность и творчество.Инициатива, самодеятельность и творчество.
Гласность и актуальность принимаемых решений.Гласность и актуальность принимаемых решений. Сочетание деятельности временных и постоянных органов самоуправления.Сочетание деятельности временных и постоянных органов самоуправления. Обязательное представительство в школьных органах самоуправления.Обязательное представительство в школьных органах самоуправления. Взаимодействие всех органов самоуправления.Взаимодействие всех органов самоуправления. Сотрудничество детей и взрослых.Сотрудничество детей и взрослых.
Содержание, организация и структура самоуправления. Деятельность должна рождать самоуправление, а не наоборот. Она должна быть ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовать их интересам и потребностям.
Собрание Высший орган классного самоуправления, обеспечивает каждому ученику право участия и в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса.
Совет коллектива класса. Главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на год.
Временные органы. Совет дела;Совет дела; Временные творческие группы.Временные творческие группы.Важно: Появление определяется конкретной задачей. Решение о их создании принимается только ученическим коллективом.
В составе временных органов могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной задачи.В составе временных органов могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной задачи. Должны отчитаться о выполнении поставленных задач.Должны отчитаться о выполнении поставленных задач. Осуществив задачу они прекращают своё существование.Осуществив задачу они прекращают своё существование.
Воспитательный потенциал поручения. Социально ценная направленность поручения;Социально ценная направленность поручения; Личностная значимость для ребёнка выполняемой им работы;Личностная значимость для ребёнка выполняемой им работы; Наличие реальных и конкретных прав и обязанностей у исполнителя поручения.Наличие реальных и конкретных прав и обязанностей у исполнителя поручения. Инструктивная оснащённость процесса поручаемого дела;Инструктивная оснащённость процесса поручаемого дела; Развивающий характер поручения.Развивающий характер поручения.
Педагогическое обеспечение самоуправления. Путь развития самодеятельности школьников: от деятельности при непосредственном руководстве взрослых к проявлению инициативы в этих же условиях, а далее – к самостоятельным действиям и проявлению инициативы.
Классному руководителю важно знать: Уровень сформированности детского коллектива.Уровень сформированности детского коллектива. Состояние деловых и эмоционально – психологических межличностных отношений.Состояние деловых и эмоционально – психологических межличностных отношений. Наличие у школьников организаторских умений и навыков.Наличие у школьников организаторских умений и навыков.
Правила взаимодействия. Не требуй от ребят того, что не выполняешь сам;Не требуй от ребят того, что не выполняешь сам; Гарантируй помощь каждому при подготовке дела;Гарантируй помощь каждому при подготовке дела; Выстраивай доверительные отношения с детьми;Выстраивай доверительные отношения с детьми; Избегай мелких несущественных замечаний (придирок)Избегай мелких несущественных замечаний (придирок)