«Современный самоанализ урока как средство профессионального развития педагога» учитель I категории Черных Л.П.
Анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т. е. необходимых и определенных качеств и свойств.
Анализ - повышает качество обучения; улучшает процесс преподавания; осмысливание учителем совокупности собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками; оценивание слабых и сильных сторон; определения нереализуемых резервов, уточнения индивидуального стиля деятельности.
1. формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников; 2. развить умения устанавливать связи между условиями педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей; 3. формировать умение четко планировать предвидеть результаты своего педагогического труда; 4. сформировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.
Типы анализа урока полныйкраткийкомплексныйаспектный Уровни самоанализа урока Эмоциональный Оценочный Методический Рефлексивный
Основные требования к анализу урока учителем: 1. цель и задача анализа темы; 2. знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций; 3. умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок; 4. характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке; 5. обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; 6. обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств; 7. психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке; 8. оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока; 9. выполнение намеченных задач урока; 10.оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке; 11.умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их; 12.удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами); 13.намечаемые меры по устранению недостатков.
Правила проведения анализа урока. 1.Дружелюбность, доброжелательность. (Правильно ли я вас поняла, коллега?). 2.Ищите в уроке лучшее, а не худшее. 3.Говорите кратко и логично. Не придирайтесь к мелочам. 4.Слушайте других, не повторяйтесь. 5.Не перебивайте, размышляйте и вступайте в диалог. 6.Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него. 7. Не поучайте учителя, а учитесь и слушайте рекомендации по совершенствованию урока.