ПРОФЕССИЯ: ВЫБИРАЕМ ВМЕСТЕ. Родительское собрание
Выбор профессии для современного школьника несколько отличается от выбора профессии лет назад. Сейчас на вопрос «Кем быть?» практически невозможно ответить один раз. К нему можно (и нужно!) возвращаться в течение всей жизни.
Ситуация вокруг нас стремительно меняется, и, чтобы не отстать или не остановиться на месте, нужно постоянно оглядываться, переосмысливать свою деятельность, свое место в происходящем вокруг.
За ответом на вопрос «Кем быть?» стоит множество других важных жизненных выборов. Все мы знаем, что зачастую профессия выбирается не только как род занятий, но и как определенный образ, стиль жизни, возможность получить определенный статус в обществе. Престижность тех или иных профессий меняется с течением времени вместе с изменением общественного сознания.
Важно отметить, что престижность профессий не обязательно совпадает с ее востребованностью на рынке труда. Так, профессии, которые уже много лет и до сегодняшнего дня считаются «элитными» – юрист, экономист ит.д. – далеко не самые востребованные. А специальности, которые на самом деле нужны обществу – рабочие, медицинский персонал, педагоги, специалисты узких специальностей – успехом у современной молодежи не пользуются.
Итак, профессиональное самоопределение – это и определение собственного будущего. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику достаточно сложно. Поэтому очень важно, чтобы находящиеся рядом с ним взрослые могли оказать ему в этом ненавязчивую, но компетентную помощь.
Часто помощь родителей сводится к советам поступать в конкретное учебное заведение или даже личному давлению. А педагоги признают, что мало чем могут помочь школьникам, т.к. сами не очень разбираются в современном рынке труда.
Информация о профессиях не является статичной, неизменной. Эта область знаний человека, которую необходимо постоянно обновлять. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда, появляются новые профессии, а старые получают новые современные названия. Запомнить название и содержание каждой вновь появившейся профессии достаточно сложно и бессмысленно. Чтобы найти подходящий род занятий для конкретного человека, не обязательно перебирать варианты конкретных профессий и специальностей.
Можно начать с широкого выбора – определения профессиональной области, сферы профессиональной деятельности, отрасли.
Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий. В нашей стране наиболее распространенной является классификация профессий академика Е.А. Климова.
Он выделяет 5 типов профессий в соответствии с предметом труда: Человек – природа; Человек – техника; Человек – человек; Человек – знаковая система; Человек – художественный образ.
ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА Представители этого типа имеют дело с растительными и живыми организмами, микроорганизмами и условиями их существования. (фармацевт, ландшафтный дизайнер,ветеринар, фитодизайнер и пр.)
ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА. Обладатели профессий данного типа имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Особенность технических объектов в том, что они, как правило, не могут быть точно измерены по многим признакам. (автослесарь, монтажник информационных, компьютерных сетей, строительные специальности, технолог, инженер)
ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК. Предметом интереса специалистов данного типа профессий являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Возможные действия, которые может совершать данный специалист: обучение, воспитание, управление, обслуживание, исследование. Главное содержание труда – взаимодействие между людьми. ( администратор, менеджер, педагог, психолог, продавец-консультант, офис-менеждер и др.)
ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА. Представителей профессий данного типа занимают различные языки, условные знаки, схемы, символы, цифры, формулы, информация (текстовая, числовая и пр.) ( программист, системный администратор, редактор, специалист по защите информации, переводчик, лингвист, экономист, аудитор)
ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. Данные специалисты работают с явлениями, фактами художественного отображения действительности или сами создают эти факты, новые образы. Это может быть музыкальная, изобразительная, литературно-художественная, актерско- сценическая деятельность. ( дизайнер, певец,стилист, актер, писатель, режиссер, ди-джей и пр.)
Что предлагает школа? Ориентационные курсы.
Ориентационный курс. Цель курса: 1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, которая включает получение знаний о себе, о мире профессионального труда и их соотнесения в процессе профессиональных проб. 2. Развивать у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса: Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, побуждения потребности в самосовершенствовании; Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров; Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Курс рассчитан на 34 учебных часов. Значительная часть отводится на проведение практических занятий: Деловые игры; Тестирование; Ролевое обыгрывание ситуаций; Выполнение практических заданий по составлению деловых текстов.
В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: Комбинированный урок; «Круглый стол»; Пресс-конференция; Индивидуальные и групповые занятия и т.д.
Элективные курсы; Ориентационные курсы; Информационная работа; Ярмарка профессий, Классные часы; и пр.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся имеют возможность соотнести свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Материал подготовлен Митряевой Н.В., учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края.