семинар «Метод проектов в деятельности ДОУ»
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы; представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
ОСНОВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИМИ РАБОТУ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ РЕЖИМЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года; Приоритетный национальный проект «Образование», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральная целевая программа развития образования на годы, нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Министерства образования науки России от «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ заключается в разработке и апробации различных проектов по развитию познавательной и творческой активности у детей дошкольного возраста и организации взаимодействия в рамках проектной деятельности.
МЕТОД ПРОЕКТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК : педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, дошкольников и родителей над определённой практической проблемой; как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
ОБЪЕКТОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОЖЕТ СТАТЬ : педагогическая система ДОУ, конкретная методика, индивидуальная воспитательная система, отдельное специально - организованное занятие, педагогическая ситуация.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА цель и задачи проекта, план достижения цели (обсуждение с родителями), привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта, составление плана - схемы проекта, сбор, накопление материала, включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности, домашнее задание для самостоятельного выполнения, презентация проекта, открытое занятие.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ : Подготовительный. Цель: подготовка к проекту. Планирование Цель: составление плана работы над проектом; выработка критериев оценки результатов. Осуществление проекта Цель: разработка проекта, подведение итогов – определение задач для новых проектов. Защита проекта Цель: защита проекта. Презентация проекта Цель: демонстрация результата продукта деятельности. Рефлексия Цель: анализ достижения поставленной цели.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.
ВИДЫ ПРОЕКТОВ : исследовательск о - творческие проекты; ролевые; игровые проекты с элементами творческих игр; информационно – практико - ориентированные проекты; творческие проекты. по продолжительности они бывают краткосрочными (до 1 месяца), средней продолжительности( до 1 года), долгосрочные (1 год и более).
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
РОЛЬ ПЕДАГОГА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ: УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, СТРОИТЬ СВОИ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ НА СОУЧАСТИИ И СОТВОРЧЕСТВЕ, МОТИВИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕТ ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ. РОЛЬ ДОШКОЛЬНИКА: является активным участника проекта, преодолевает трудности в решении проблем (ведущая дидактическая цель методов проекта). План проекта разрабатывается совместно с детьми и родителями, привлекаются социальные партнеры, выбирается проектная группа. После защиты проекта начинается его реализация.
ВЫВОДЫ: Метод проектов можно использовать в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Педагоги дошкольного учреждения могут использовать методы проектной деятельности в работе с детьми. Родители станут активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.