Окружающий мир 3 класс
Однажды мудрый Лев Муфаса сказал своему сыну Симбе: - Всё, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии, сынок. Надо уважать все живые существа - от ползающих муравьёв до несущихся антилоп.
- Но ведь мы едим антилоп! – воскликнул Симба.
Как вы понимаете слова мудрого Льва ? - Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. Антилопы потом едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни.
Король Лев был совершенно прав. Кругово- рот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частицей! Сегодня на уроке мы рассмотрим, как происходит круговорот жизни на Земле.
Организмы-производители Организмы-разрушители Организмы-потребители Основу круговорота составляют три группы организмов:
Организмы – производители. К этой группе учёные-экологи относят растения, т.к. только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей). Углекислый газ Вода + растворённые соли Сахар Крахмал Вода + растворённые соли
Организмы – потребители. К этой группе относятся животные, т.к. они потребляют вещества производимые растениями. Органические вещества
Организмы – разрушители. Это бактерии, грибы и черви. Они разрушают остатки мёртвых животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.
Огромную роль в круговороте жизни играет почва. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов – разруши- телей превращаются в перегной. Из перегноя под действием бакте- рий образуются соли. А соли используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные.
Производители Потребители Разрушители Запас питательных веществ в почве Угл. газ Вода + соли Органические вещества Органические вещества Неорганические вещества Неорганические вещества
Подведём итоги. 1.Назовите основные звенья круговорота жизни? 2.Почему растения назва- ны организмами- произ- водителями, а животные - потребителями? 3.Что ты знаешь об орга- низмах-разрушителях? 4.Какова роль почвы в круговороте жизни?