1)повторить служебные части речи(предлоги и союзы), их правописание; 2) выявить особенности языка как развивающегося явления с помощью исторического комментария; 3) проследить как слово живет в языке; 4)развивать интерес к изучению языка.
На какие группы делятся все части речи? Назовите служебные части речи. С помощью каких слов могут объединятся слова в словосочетания и предложения? С помощью каких слов могут соединяться части сложного предложения? Обозначают ли предлоги и союзы предметы, признаки или действия, т.е. имеют ли лексическое значение? Являются ли предлоги и союзы членами предложения? Изменяются ли они?
Прочитайте тексты телеграмм. Слова какой служебной части речи в них пропущены? Как вы думаете, почему? А теперь запишите те же тексты, вставляя пропущенные слова. Сделайте вывод. Телеграмма. Куда: Челябинск Приеду Челябинск пять часов вечера тчк Приветом Леонид Откуда: Москва Телеграмма. Куда: Челябинск Поздравляю днем рождения зпт желаю здоровья зпт счастья зпт Успехов всех делах тчк Мама Откуда: Ростов
Прочитать примеры из памятников древнерусской литературы и перевести. Изяславъ кънязь правляаше… Кыев Ћ (т.е. правил в Киеве) Преставися кънязь Пльсхов Ћ (умер князь в Пскове) Исц Ћ л Ћ отрокъ томь час Ћ (в том часу) – обозначает время действия) Читаем: Ћ - е) -Легко ли читать эти примеры из памятников древнерусской литературы?
Старые беспредложные конструкции оставили следы в русском языке. Еще в художественных произведениях 19 в. встречаются сочетания глагола бежать с беспредложным Р.п. Ее постели сон бежит. (А.С.Пушкин) Беги меня, дитя мое. (Чернышевский) - Как будем писать эти предложения в наши дни?
В течение жизни человека постепенно менялся грамматический строй русского языка. На многих примерах мы видели, какие следы оставил язык прошлых эпох. Они в исключениях из правил, которые действуют в современном русском языке, в особенностях диалектов, в текстах литературных произведений, в речевых ошибках людей. Оглядываясь назад, мы не только совершаем увлекательное путешествие в прошлое языка, но и постигаем многое в языке своей эпохи. Прочитаем текст и определим, в каком предложении выражена основная мысль текста.Прочитаем текст и определим, в каком предложении выражена основная мысль текста. Работа в паре.Работа в паре. Задание: выписать из данного текста предлоги со словами, которым они служат. Задание: выписать из данного текста предлоги со словами, которым они служат.
на (примерах) в течение (жизни) в (исключениях) из (правил) в (особенностях) в (текстах) в (ошибках) в (прошлое) в (языке) -Почему предлоги разделены на две группы? - Каких предлогов оказалось больше? -Можно ли объяснить, предлоги какой группы появились раньше?
- До 16 века на Руси было слитное письмо: между словами промежутков не было. В рукописях слитное письмо просуществовало почти до 18 века. Посмотрите, как выглядел такой текст. Вследствиепереездавдругойгородуменянеока залосьзнакомыхивпродолжениедовольнодолг оговременинескембылопоговоритьподушамо днакопстепеннонесмотрянамоюнелюдимость появилисьдрузьякоторыелюбилишутитьнасче тмоейзамкнутости.Вследствиепереездавдругойгородуменянеока залосьзнакомыхивпродолжениедовольнодолг оговременинескембылопоговоритьподушамо днакопстепеннонесмотрянамоюнелюдимость появилисьдрузьякоторыелюбилишутитьнасче тмоейзамкнутости. - Легко ли было нашим предкам читать и понимать написанное, когда текст не делился на слова? Запишите свое рассуждение по этому поводу.
Самостоятельная работа учащихся с текстом.
Велика бо бываеть полза оть ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрътаемъ и въздержанье от словесъ книжных.
Было время, когда сидели и аккуратно гусиным пером подолгу переписывались толстенные книги. Если доходило дело до новой главы, переписчик такую начальную букву завернет, что заглядение: и завитки, и шарики, и стрелки. Начальная литера словно станция: лишь только нарисуешь – и в новый путь. - Сравните три текста и сделайте вывод об употреблении союзов в разные времена.
-О чем мы говорили на уроке? Какова тема урока? Выделим современные корни в словах предлог и союз.
Слова… как листья на дереве. Чтобы понять, почему лист Таков, а не иной, нужно Знать, как растет дерево. А. М. Горький.
Запишем предложение из тетради со стихами неизвестного поэта, найденного при раскопках концлагеря Заксенхаузен. Я вернусь еще к тебе, Россия, Чтоб услышать шум твоих лесов, Чтоб увидеть реки голубые, Чтоб идти тропой моих отцов. -Найти союзы и определить их роль в предложении. -Начертить схему предложения.