Подготовила учитель МБОУ - СОШ 2 р. п. Степное Илюшова Татьяна Алексеевна ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Advertisements

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Технология развития критического мышления (далее ТРКМ) была разработана американскими учеными и преподавателями в конце ХХ века.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией,
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Мозговой штурм 1)Что вы знаете о «критическом мышлении»? 2)Что вы знаете о таксономии Блума? 3) Какие приемы критического.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
Тема: «Достижение метапредметных образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС. Цель: внедрение федерального государственного образовательного.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не.
Использование эффективных образовательных технологий в работе с одарёнными детьми.
Мои педагогические позиции: Учить надо не по закону, а по понятиям Смысл должен стоять впереди языка Наши ученики умнее нас Процесс обучения важнее результата.
Транксрипт:

Подготовила учитель МБОУ - СОШ 2 р. п. Степное Илюшова Татьяна Алексеевна ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – отправная точка для развития творческого мышления

Критическое мышление имеет 5 характеристик ( Д. Клустер ) Во - первых – это мышление самостоятельное Во - вторых – это мышление обобщенное В - третьих – это мышление проблемное и оценочное В четвертых – это мышление аргументированное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Критическое мышление состоит из 6 компонентов. Критический мыслитель : Формирует собственное мнение Совершает обдуманный выбор между различными мнениями Решает проблемы Аргументировано спорит Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни ( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. п.).

Основа ТРКМ – трехфазная структура урока : вызов осмысление рефлексия

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету ) Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

Задачи фазы реализации смысла – ( осмысление материала во времени работы над ним ) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми

Задачи фазы рефлексии – ( обобщение материала, подведение итогов ) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Формы и средства развития КМ сбор данных анализ текстов сопоставление альтернативных точек зрения коллективное обсуждение разные виды парной и групповой работы дебаты дискуссии публикации письменных работ учащихся КМ – письменная работа

Роль учителя в ТРКМ : направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Современный выпускник умеет : формировать собственное мнение совершать обдуманный выбор между различными мнениями решать проблемы аргументировано спорить ценить совместную работу, в которой возникает общее решение уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Ромашка Блума П р а к т и ч е с к и й в о п р о с П р о с т о й в о п р о с У т о ч н я ю щ и й в о п р о с О ц е н о ч н ы й в о п р о с Т в о р ч е с к и й в о п р о с В о п р о с и н т е р п р е т а ц и я ?

Простые вопросы ( фактические вопросы ) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – « насколько я понял ….», « правильно ли я Вас поняла, что …» Интерпретирующие вопросы ( объясняющие ) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений ( почему ?) Оценочные вопросы ( сравнение ) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто - либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы ( прогноз ) – « Как вы думаете, что произойдет дальше …?» Практические вопросы – « Как мы можем …?» « Как поступили бы вы …?»

Кластеры ( гроздья )

Визуальные формы организации изучения материала Прием « Выглядит, как …», « Звучит, как …» Выглядит, как… Звучит как… Часы - Конвейер - Ступеньки лестницы - Яркая картина -«Это ново!» - «Это интересно!» - Песня: куплет, припев

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ СХЕМЫ ЛОГИКО - СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ

« ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ » Сама ТЕМА - это « ствол дерева » « Листочки » - это ПРОГНОЗ Веточки » - это АРГУМЕНТЫ, обоснования

« Оценочное окно » Сразу могуприменить Совсем непонятно Хорошо понятно Никогда не смогу применить

ПМИ ( Плюс – Минус – Интересно ) автор Эдвард де Боно « Плюс » (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос « Что хорошего ?» « Минус » (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос « Что в этом плохого ?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей « Что в этом интересного ?»

Таблица Донны Огл « Знаю – Хочу знать – Узнал » ( ЗХУ ) З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать Источники, из которых мы намерены получить информацию АБВГАБВГ

« Бортовые журналы » Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

Инсерт ( условные значки ) V (осознать новые знания + (исправить неверные предположен ия) - (исправить неверные предположе ния ? (побудить дальнейший интерес к теме) Я это зналЭто для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал ? (побудить дальнейший интерес к теме)

Перепутанные логические цепочки Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

Приемы по развитию навыков прогнозирования Верные и неверные утверждения В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

Приемы по развитию навыков решения проблем Мозговой штурм Карусель. Групповая работа. Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше

Приемы по развитию навыков ведения дискуссии Ролевая игра Перекрестная дискуссия Спор - диалог Метод углов ( учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе ) 6 шляп ( чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения ) Аквариум

СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом ( обычно существительным ) Вторая строчка – это описание темы в двух словах ( двумя прилагательными ) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.