ФОРМА ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА УЧАЩЕГОСЯ Лузан Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 2 города Черепанова
Добрый день! Хочу открыть перед вами одну из дверей своей творческой лаборатории и представить разработанную мною форму читательского дневника. Первоначальная цель его создания – решение проблемы по снижению читательской активности учащихся. Данная форма решает и многие другие цели : 1)совершенствует письменную речь учащихся (графа «Не складна сказка письмом, складна вымыслом»); 2)предполагает внимательное, вдумчивое чтение (графа «Мудрому человеку вся земля открыта»); 3)пополняет словарный запас учащихся (графа «Слово толковое стоит целкового»); 4)нацеливает на работу с художественной деталью (графа «Декорации и костюмы»); 5)развивает творческие способности и мышление (графа «Декорации и костюмы» (рисунки), графа «Не складна сказка письмом, складна вымыслом); 6)ассоциирует мышление (графа «Цветовое восприятие произведения», графа «Музыкальные ассоциации») Форма дневника была апробирована мною летом 2008 года при подготовке ученицы к областному конкурсу летнего чтения. Результат – победа. Но самое главное для меня то, что у ребёнка теперь одно из главных увлечений – чтение книг. Спасибо за внимание. Предлагаю познакомиться с формой читательского дневника и дневником читательских впечатлений моей ученицы
ФОРМА ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА УЧАЩЕГОСЯ Автор, название книги Главные герои Не складна сказка письмом, складна вымыслом (краткое содержание произведения, заметки о прочитанном) Мудрому человеку вся земля открыта (авторские афоризмы) Слово толковое стоит целкового Заглянем же, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь Декорации и костюмы Цветовое восприятие произведения Музыкальные ассоциации
Автор, название книги Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц» Главные героиМаленький принц, роза, Лис, Экзюпери Не складна сказка письмом, складна вымыслом (краткое содержание произведения, заметки о прочитанном) Теперь я чаще смотрю на звёзды и не хочу, когда вырасту, ничем не интересоваться, кроме цифр. В моей душе всегда будет жить маленький мальчик с золотыми волосами и звонко смеяться. А моё сердце всегда будет зорким, потому что я научилась видеть не только глазами.
Мудрому человеку вся земля открыта (авторские афоризмы) …все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом помнит. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым. Взрослые очень любят цифры. Очень печально, когда забывают друзей. …я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничего не интересно, кроме цифр. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. …когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце… Цветы слабые. И простодушные. Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня? Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слёз… Глупо лгать, когда тебя так легко уличить! Надо было судить не по словам, а по делам. Решил уйти – так уходи! …короли смотрят на мир очень упрощённо: для них все люди – подданные. …для короля самое важное – чтобы ему повиновались беспрекословно. С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр. Странный народ эти взрослые. …тщеславные люди воображают, что все ими восхищаются. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал. Он думает не только о себе. Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврёшь.
Мудрому человеку вся земля открыта (авторские афоризмы) Взрослые воображают, что занимают очень много места. Они кажутся сами себе величественными, как баобабы. …звёзды светятся, наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою. Среди людей тоже одиноко. Люди?.. Их уносит ветром. У них нет корней, это очень неудобно. …все дороги ведут к людям. На Земле чего только не бывает. Нет в мире совершенства! Узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. …нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. …зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. …ты всегда в ответе за тех, кого приручил. Хорошо, если у тебя когда-то был друг, пусть даже надо умереть. Вода бывает нужна и сердцу. Будь то дом, звёзды или пустыня – самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами. Самое главное – то, чего не увидишь глазами… Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить… …глаза слепы. Искать надо сердцем. …но ведь когда краснеешь, это значит «да», не так ли? Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать. У каждого человека есть свои звёзды.
Слово толковое стоит целкового Заглянем же, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь (словарь С.И.Ожегова) Астероид – малые планеты, обращающиеся вокруг Солнца, в основном между орбитами Марса и Юпитера. Бридж – карточная игра. Гольф – спортивная игра с мячом и набором клюшек; цель игры – прогнать мяч по всем дорожкам к ямкам и попасть в каждую из них меньшим числом ударов. Наобум – не подумав, не подготовившись. Патент – 1)документ, свидетельствующий право изобретателя на его изобретение; 2)свидетельство на право занятия торговлей, промыслом и т.п. Репутация – создавшееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-, чего- л., общественная оценка. Узы – 1)оковы, кандалы; 2)то, что связывает, соединяет. Честолюбие – жажда известности, стремление к почётному положению. Эфемерный – 1)скоропреходящий, непрочный; 2)мнимый, призрачный, нереальный.
Декорации и костюмы Шарф, самолёт, пустыня, колодец, роза, вулканы, баобабы, астероиды (рисунки декораций и костюмов) Цветовое восприятие произведения Цвет у книги золотистый, жёлтый из-за цвета волос принца, из-за цвета его сердца. Ведь оно у него тоже золотое. Музыкальные ассоциации При чтении слышится произведение Шумана «Вечерняя звезда»