Психолог – родителям. Простые правила общения с ребенком.
Безусловное принятие Безусловно принимать ребенка- Значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Часто родители спрашивают: «Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?» «Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?» Нет, не значит! Но существуют следующие правила: Нет, не значит! Но существуют следующие правила:
Правило первое: Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
Правило второе: Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными и «непозволительными» они не были. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными и «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
Правило третье: Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
Как помогать ребенку. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом соблюдая два простых правила : При этом соблюдая два простых правила :
Правило первое: Возьмите на себя только то, что ребенок не может выполнить сам, остальное предоставьте ему самому. Возьмите на себя только то, что ребенок не может выполнить сам, остальное предоставьте ему самому.
Правило второе: По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
Принцип невмешательства. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством Вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!» Своим невмешательством Вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»
На пути к самостоятельности Вашего ребенка: Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему.
Позволяйте Вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Позволяйте Вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным». Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
И помните: Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом! Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом!
Литература: Гиппенрейтер Ю.Б. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/ Ю.Б.Гиппенрейтер; худож. Г.А. Карасева.- М.:АСТ: Астрель, с. Общаться с ребенком. Как?/ Ю.Б.Гиппенрейтер; худож. Г.А. Карасева.- М.:АСТ: Астрель, с.
Педагог-психолог, Педагог-психолог, Даргель Ирина Викторовна. Даргель Ирина Викторовна. МОУ ЦЛП и ДО 10 МОУ ЦЛП и ДО 10