Психологическая помощь выпускникам при подготовки к ЕГЭ
Единый государственный экзамен это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕГЭ это поле деятельности не только педагогов, но и психологов. С какими трудностями сталкиваются старшеклассники во время ЕГЭ? Условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ: Условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ:когнитивныеличностныепроцессуальные
1.Когнитивные трудности - это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ Тестирование предполагает формирование особых навыков: Тестирование предполагает формирование особых навыков: выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных; выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных; оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста.
Помощь: психогимнастические упражнения, развивающие переключаемость внимания: работа с таблицами Шульте; выполнение различных модификаций шифровок психогимнастические упражнения, развивающие переключаемость внимания: работа с таблицами Шульте; выполнение различных модификаций шифровок игры и задания, основанные на материале школьных предметов, причем не столько акцентируются фактические знания, сколько развиваются навыки оперирования понятиями и переключения. игры и задания, основанные на материале школьных предметов, причем не столько акцентируются фактические знания, сколько развиваются навыки оперирования понятиями и переключения.
2. Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Основное следствие личностных трудностей это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Основное следствие личностных трудностей это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности.
Помощь: предоставлять достаточно информации о ЕГЭ, с акцентом на позитивные стороны; предоставлять достаточно информации о ЕГЭ, с акцентом на позитивные стороны; дать возможность выпускникам высказать свои опасения, убеждения, представления о ЕГЭ (дискуссия, сочинение-миниатюра, синквейн, мозговой штурм и т.д.); дать возможность выпускникам высказать свои опасения, убеждения, представления о ЕГЭ (дискуссия, сочинение-миниатюра, синквейн, мозговой штурм и т.д.); игры и упражнения на снятие тревожности игры и упражнения на снятие тревожности
3. Процессуальные трудности – связаны с недостаточным знакомством с процедурой экзамена и отсутствием четкой стратегии деятельности. Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Трудности, связанные с ролью взрослого. Трудности, связанные с критериями оценки. Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.
Помощь: выработка индивидуальной стратегии деятельности для каждого старшеклассника выработка индивидуальной стратегии деятельности для каждого старшеклассника детальный рассказ о процедуре проведения ЕГЭ детальный рассказ о процедуре проведения ЕГЭ игра-имитация ЕГЭ с юмористическими заданиями игра-имитация ЕГЭ с юмористическими заданиями
Работа с родителями выпускников: родительские собрания («Психологическая подготовка к экзаменам») родительские собрания («Психологическая подготовка к экзаменам») выпуск специальных памяток выпуск специальных памяток детальный рассказ о процедуре проведения ЕГЭ (снятие тревоги перед неизвестным) детальный рассказ о процедуре проведения ЕГЭ (снятие тревоги перед неизвестным)
Работа с педагогами: обучение приемам снятия нервного напряжения ( у себя и у выпускников) обучение приемам снятия нервного напряжения ( у себя и у выпускников) обсуждение психологических отличий традиционного экзамена от ЕГЭ обсуждение психологических отличий традиционного экзамена от ЕГЭ организация дискуссии по обмену положительным опытом подготовки выпускников к ЕГЭ организация дискуссии по обмену положительным опытом подготовки выпускников к ЕГЭ
ЕГЭ - э то процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету! ЕГЭ - э то процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету!