100-летие экспедиции Г.Я. Седого
Геннадий Яковлевич Седов Род деятельностиГидрограф, полярный исследователь Дата рождения23 апреля (5 мая) 1877года Место рожденияхутор Кривая Коса (ныне посёлок Седово, Новоазоаский район, Донецкая область, Украина) Дата смерти20 февраля (5 марта) 1914 год (36 лет) Место смертиБаренцево море, вблизи острова Рудольфа, Архангельская область Супруга Вера Валерьяновна Седова (Май-Маевская) Детинет
Причина экспедиции 9 марта 1912 года Седов направил в Главное Гидрографическое управление следующий текст: « Горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись ещё во времена Ломоносова и не угасли до сих пор. Амундсен желает во что бы то ни стало оставить честь открытия за Норвегией и Северного полюса. Он хочет идти в 1913 году, а мы пойдём в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг …»
Финансирование экспедиции Изначально экспедиция предполагала государственное финансирование, но после отказа Седов, при активной поддержке газеты «Новое время»» и её совладельца М.А. Суворина, организовал сбор добровольных пожертвований на нужды экспедиции. Многочисленные публикации в «Новом времени» вызвали в России большой общественный резонанс. Частный взнос в размере 10 тысяч рублей сделал также император Николай II
Дневник подготовки к экспедиции 23 июля 1912 года аренда у зверопромышленника В. Е. Дикина старой парусно-паровой шхуны «Святой великомученик Фока»; 19 августа 1912 года выяснилось, что грузоподъемность «Фоки» не позволяет взять все необходимые экспедиции припасы. В результате после частичной разгрузки на берегу были оставлены часть продовольствия, топлива, питьевой воды и снаряжения 24 августа 1912 года капитан Дикин, помощник капитана, штурман, механик, помощник механика и боцман «Святого великомученика Фоки» отказались выходить в море с Седовым из-за плохой подготовки к плаванию, и уволились с судна. Седову пришлось срочно набирать новую команду.
Состав экспедиции Г. Я. Седов руководитель экспедиции; Николай Петрович Захаров капитан шхуны; Николай Максимович Сахаров штурман; Янис Зандерс и Мартиныш Зандерс первый механик и второй механик, родные братья; Владимир Юльевич Визе и Михаил Алексеевич Павлов научный штат экспедиции, недавние выпускники Петербургского университета; П. Г. Кушаков ветеринарный врач, выполнявший также обязанности судового врача; Николай Васильевич Пинегин художник и фотограф, кинодокументалист.
Схема маршрута
Дневник первой навигации и зимовки 27 августа (14 августа по ст. ст.) 1912 года «Святой великомученик Фока» вышел из Архангельска, имея запас угля на 2325 дней хода. Г. Я. Седов переименовал «Святого великомученика Фоку» в «Михаила Суворина». По пути судно попало в шторм и потеряло две шлюпки и часть размещённого на палубе груза Во время остановки у поселения Ольгинское в бухте Крестовая губа на Новой Земле ещё 5 членов экипажа списались с судна и остались дожидаться рейсового парохода, который подходил к становищу два раза в год.
15 сентября 1912 года на 77° с. ш. «Михаил Суворин» встретил непроходимые льды и не смог достигнуть Земли Франца-Иосифа. По решению Седова, вопреки первоначальному плану построить из сруба зимовье, высадить полюсный отряд и вернуться в Архангельск судно остановилось на зимовку на Новой Земле в бухте 76°00 с. ш. 59°55 в. д. около полуострова Панкратьева. У экипажа76°00 с. ш. 59°55 в. д. не было достаточно тёплой одежды. Обострились разногласия между Седовым и капитаном судна Н.П. Захаровым Во время зимовки у полуострова Панкратьева группа в составе В. Ю. Визе, М. А. Павлова и двух матросов пересекла Северный остров от места стоянки «Михаила Суворина» до залива Власьева на карской стороне. Был описан северо-восточный берег Новой Земли, выполнена маршрутная съёмка в масштабе 1: , определены четыре магнитных и астрономических пункта, найдены расхождения с предыдущими картами. Седов в сопровождении матроса А. Инютина впервые обогнул на санях северную конечность острова, а также прошёл от Панкратьева полуострова до мыса Желания
Дневник второй навигации и зимовки 21 июня 1913 года капитан Захаров и четыре члена экипажа (плотник М. Карзин, заболевшие цингой второй механик М. Занднрс, матросы В. Катарин и И. Томиссар) были отправлены в Крестовую губу, чтобы передать материалы экспедиции и почту в Архангельск. В письме к «Комитету для снаряжения экспедиций к Северному полюсу и по исследованию русских полярных стран» содержалась просьба выслать к Земле Франца-Иосифа судно с углём и собаками. Группа Захарова на шлюпке, сначала волоком по снегу и льду, а затем на вёслах преодолела более 450 километров и, миновав бухту Крестовая губа, достигла Маточкина Шара. Оттуда рейсовым пароходом добралась до Архангельска.
В 1913 году был открыт и назван Г. Я. Седовым мыс Дриженко (в честь Ф. К. Дриженко) у северной оконечности Новой Земли, в Баренцевом море.
3 сентября 1913 года «Михаил Суворин» освободился ото льда и подошёл к мысу Флора острова Нортбук (Земля Франца-Иосифа) к базеДжексона. Члены экспедиции разобрали постройки базы на дрова. Не пополнив припасов, 17 сентября экспедиция, тем не менее, отправилась дальше, но уже 19 сентября остановилась на вторую зимовку в бухте острова Гукера (Земля Франца-Иосифа). Во время зимовки судно не испытало сжатия льдов, и бухту назвали Тихая.
Для второй зимовки не хватало топлива и продовольствия, сказывался неверно сформированный рацион питания экспедиции. Болезни среди экипажа усилились. Начиная с января, Седов почти не выходил из своей каюты. Внутренние помещения судна почти не отапливались и покрылись льдом. Цинги избежали лишь семеро, употреблявших в пищу добытое охотой моржовое и даже собачье мясо, пивших горячую медвежью кровь. Большинство, в том числе и Седов, от подобной пищи отказывались.
Поход на полюс 2 февраля 1914 года больной Седов вместе с матросами Г. И. Линником и А. И. Пустошным на трёх собачьих упряжках (имея всего 20 собак) вышли из бухты Тихой к полюсу. По ходу движения прогрессировала болезнь Георгия Яковлевича, через неделю он не смог идти и приказал привязать себя к нартам, но продолжать поход. 20 февраля 1914 года, на восемнадцатый день похода, Георгий Яковлевич скончался среди льдов возле острова Рудольфа. Его спутники похоронили тело на острове Рудольфа обернули в два парусиновых мешка, сделали крест из лыж и положили в могилу флаг, который Седов намеревался установить на Северном полюсе. Затем они направились в обратный путь. Одна из собак Фрам осталась у могилы. Линник с Пустошным не смогли её поймать и оставили небольшой запас еды, в надежде, что пёс их догонит, но Фрам не вернулся.