Лонгфелло в 1887 году Генри Лонгфелло - американский поэт, потомок первых переселенцев в Новый Свет. В 18 лет он окончил колледж, в котором потом преподавал. Он увлекался народной культурой, поэзией Древней Греции, которая стала для него образцом. Поэт решил собрать истории индейских племён, объединить их образом главного героя и, соблюдая простой язык индейских преданий, написать целую книгу. Так появилась «Песнь о Гайавате», самый замечательный труд Лонгфелло, поэма, написанная в 1855 году. Центральное место в произведении занимают индейцы, их верования, предания, быт.
Сказание о Гайавате (Гайавата значит - пророк, учитель) - собрание рассказов о демиурге, «человеке чудесного происхождения, который был послан расчистить реки, леса и рыболовные места и научить народы мирным искусствам». Действие поэмы происходит в стране оджибуэев, на южном берегу Верхнего Озера, между Живописными Скалами и Великими Песками. В «Песни о Гайавате» отражено множество обрядов: труд, молитва, пост, курение трубки мира с целью улаживания конфликтов и противоречий. Лонгфелло открывает повествование главой «Трубка Мира». Главная мысль этой главы и всего труда Лонгфелло: только живя в мире и согласии, можно совершать подлинно великие дела. За обрядовым курением трубки как знаком взаимного согласия стоит не просто человеческий договор, который можно и расторгнуть, но примирение людей в Боге. Трубка Мира стала общемировым образом, символом мира.
- Как вы понимаете название произведения «Песнь»? (Песнь одна из самых древних форм лирической поэзии, в которой отражены исторически значимые события, мифологические и легендарные представления людей, героические деяние великих предков.) - Где происходит действие поэмы? (Действие поэмы происходит в стране оджибуэев, на южном берегу Верхнего Озера, между Живописными Скалами и Великими Песками.)
- Какие мифологические мотивы мы видим в поэме? (Мифология североамериканских индейцев складывалась в условиях родоплеменного строя и его разложения. Почти у всех племен отмечены мифы о сотворении мира, о четырех стихиях (земля, огонь, ветер, вода), о четырех сторонах света. И в индейском эпосе один из центральных мифологических мотивов мотив творения мира.)
- Каким представляют индейцы Творца? Чем он занимается? (Все явления природы подчинялись невидимой магической силе Мани- ту. Духи Маниту вездесущи: они обитают на земле, над ней и под ней. Образ Маниту понимался европейскими пришельцами как «великий дух», аналогичный христианскому богу.)
- Какое значение имеет этимология (происхождение слов, понятий) в эпосе? (Обустройство мира связано с приданием каждой вещи некоего назначения, смысла, соответствующего имени. Обнаружение этимологического истока для названий мест, предметов интересно и с точки зрения изучения представлений народа, его способа видения мира, и с точки зрения самого народа, которому важно сохранить смысловые нити, связующие понятия. Когда все в мире упорядочено, каждый выполняет свое предназначение и помогает в этом другому.)
- Какие наиболее важные обряды отражены в «Песни о Гайавате»? (Наиболее важные обряды труд, пост и молитва, связанные с обеспечением и ожиданием урожая маиса (кукурузы), и курение трубки мира как способ улаживания конфликтов и противоречий.) - Почему Лонгфелло открывает повествование главой «Трубка Мира»? (Главная мысль этой главы и всего труда Лонгфелло: только живя в мире и согласии, можно совершать подлинно великие дела. За обрядовым курением трубки как знаком взаимного согласия стоит не просто человеческий договор, который можно и расторгнуть, но примирение людей в Боге.)
Сам Генри Лонгфелло сделал подобное: его «Песнь» служит сохранению ценных знаний о мире, о культуре народа, перениманию векового опыта. Цель автора сохранить чужую, новую для европейца культуру в ее неповторимом очаровании и, вместе с тем, сделать ее доступной, понятной и близкой читателю. Это являлось целью и переводчика «Песни о Гайавате» на русский язык И.А. Бунина. Поэму завершает эпилог, в центре которого сцена встречи представителей двух культур: архаической и современной. Гайавата, исполнивший унаследованный им долг, передает эстафету новой эпохе, новой культуре. Заключение