Итоговая аттестация Из опыта работы
Итоговая аттестация выпускников основной школы по физике 9 класс 1.Источники: Вестник образования 3-4, февраль, 2007 ИД «Первое сентября», Физика, 6, марта, Структура: 25 билетов 3 вопроса
Цели и задачи аттестации выпускников по физике 1. Проверяет освоение учащимися знаний о физических явлениях, величинах, законах и принципах 2. Выявляет сформированность практических умений 3. Расчетная задача ЗУН
Практические умения: Проведение наблюдения Планирование эксперимента Выполнение простейшего эксперимента Измерение физических величин Оформление результатов Анализ и обобщение экспериментальных данных Формулировка выводов
Типы экзаменационных экспериментальных заданий Тип заданияЗадание в билете Проведение прямых измерений физических величин и расчет по полученным данным зависимого от них параметра Б7: Измерение уменьшения температуры горячей воды при ее смешивании с холодной, расчет количества теплоты, которое отдает горячая вода Исследование зависимости одной величины от другой и построение графика зависимости Б11: Исследование условий равновесия рычага под действием груза и пружины динамометра. Построение графика зависимости показаний динамометра от расстояния груза до оси вращения
Типы экзаменационных экспериментальных заданий Тип заданияЗадание в билете Проверка заданных предположений Б25: Шарик скатывается с желоба и летит горизонтально. Проверка предположения: при увеличении высоты подъема шарика в 2 раза дальность полета увеличивается в 2 раза Наблюдение явлений и постановка опытов по выявлению факторов, влияющих на их протекание. Б15: Наблюдение явления испарения жидкости. Постановка опытов по исследованию зависимости скорости испарения от площади и рода жидкости
Система оценки Рекомендуется полный ответ по билету оценивать по 10-балльной системе: Устный ответ – 4 балла Выполнение эксперимента – 4 балла Решение задачи – 2 балла
Проведение прямых измерений величин и расчет зависимого параметра Критерии оценки выполнения заданияБаллы Выбраны приборы для проведения прямых измерений, собрана установка 1 Проведены измерения и записаны результаты прямых измерений двух величин 1 Записана формула, необходимая для расчета искомой величины 1 Получено численное значение искомой величины 1 итого4
Исследование зависимости одной физической величины от другой и построение графика полученной зависимости Критерии оценки выполнения заданияБаллы Выбраны приборы для проведения прямых измерений, собрана установка 1 Проведены измерения и записаны результаты прямых измерений не менее чем для трех случаев 1 Построен график зависимости одной физической величины от другой 1 Сделан вывод о характере полученной зависимости 1 итого4
Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними) Критерии оценки выполнения заданияБаллы Выбрано оборудование для проведения задания, собрана экспериментальная установка 1 Проведены измерения и записаны результаты прямых измерений для двух случаев 1 Проведены расчеты для проверки выдвинутого предположения 1 Сделан вывод о справедливости (или ошибочности) предположения 1 итого4
Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по выявлению факторов, влияющих на их протекание Критерии оценки выполнения заданияБаллы Выбрано оборудование для демонстрации, и продемонстрировано явление 1 Для первого исследования предложена установка или условия, в которых менялись бы только две искомые величины, а остальные оставались постоянными, и проведено не менее двух опытов 1 Для второго исследования предложена установка или условия, в которых менялись бы только две искомые величины, а остальные оставались постоянными и проведено не менее двух опытов 1 Сделан вывод 1 итого4
Диаграмма распределения заданий по типам 1 тип – прямые измерения и расчет 2 тип – исследование зависимости и построение графика 3 тип – проверка предположения 4 тип – наблюдение явлений и постановка опытов
Условность деления на типы Билет 8 Исследование: Изучение силы трения, возникающей при скольжении деревянного бруска с грузами по горизонтальной поверхности. Построение графика зависимости силы трения от силы давления. Постановка опытов: Исследование зависимости силы трения от площади соприкасающихся поверхностей и рода поверхностей. Билет 15 Наблюдение явления: Наблюдение явления испарения жидкости. Постановка опытов: Исследование зависимости скорости испарения от площади поверхности жидкости и рода жидкости.
Выводы Экзамены требуют ТЩАТЕЛЬНОЙ подготовки практической части учителем Изменение системы оценки и ее дифференциация по критериям предполагают наличие конкретного алгоритма выполнения ЛЮБОГО экспериментального задания Необходим этап практической подготовки 9-классников к экзамену, знакомство их с методами исследовательской деятельности, способами представления результатов и т.п.
Билет 3. Измерение силы тока, проходящего через лампочку, и напряжения на ней, расчет мощности тока Оборудование батарея из трех элементов низковольтная лампочка на подставке вольтметр амперметр ключ провода Ход работы1.начертить схему цепи 2.собрать цепь 3.измерить силу тока на лампе I 4.измерить напряжение на лампе U 5.вычислить мощность тока в лампе P=IU ВыводСравнить полученное значение с номинальным
Билет 11. Исследование: выяснение условия равновесия рычага под действием груза и пружины динамометра. Построение графика зависимости показаний динамометра от расстояния груза до оси вращения Оборудование линейка динамометр рычаг набор грузов штатив
Ход работы 1. Установить рычаг на штативе и уравновесить его 2. Подвесить в некоторой точке одного из плеч рычага груз 3. Прикрепить к другому плечу рычага динамометр и определить силу, которую необходимо приложить к рычагу, для того чтобы он находился в равновесии. 4. Измерить с помощью линейки длины плеч рычага 5. Увеличить расстояние от оси вращения до точки подвеса груза. Произвести измерение силы и длины плеч рычага. 6. Повторить измерения для третьей еще более удаленной точки 7. Результаты занести в таблицу 8. По результатам измерений построить график зависимости силы F от расстояния груза до оси вращения l 1 ВыводРычаг находится в равновесии, если соблюдается выполнение правила моментов опыта l 1 I 2 PFM 1 = P l 1 M 2 = P l
Контакты: Козлова Татьяна Викторовна Тел (раб) Демоверсия - после окончания конференции Спасибо за внимание!