Обследование восприятия и интеллектуального развития ребенка 3-5 лет
Составление пирамиды из колец
Оборудование Пирамида из 4 – 5 крупных колец предлагается детям до 5 лет. Пирамида из 6 – 8 колец меньшего размера – детям старше 5 лет.
Цель: Изучается координация движений руки ребенка; степень сформированности представлений о величине, цвете; умение сравнивать с учетом указанных признаков; адекватность и рациональность способа действий; самоконтроль в процессе работы; наличие и стойкость интереса; обучаемость.
Процедура проведения Перед ребенком ставят пирамиду и снимают с неё все кольца. Затем дают инструкцию: «Сделай (надень) так, как было». Во время наблюдения за действиями ребёнка можно определить состояние его мелкой моторики, сделать вывод о степени сформированности представлений о величине предметов (кольца пирамиды). В случае затруднения ребёнку оказывают помощь, предлагая найти самое большое кольцо и надеть его на стержень. Затем перед ним кладут два следующих кольца и просят: «Дай красное (зелёное, синее) кольцо», «А это кольцо какого цвета?» (ребёнок должен последовательно назвать цвет этих колец, что указывает на знание им основных цветов. Кроме того, можно судить и о степени овладения счётом. При этом дают инструкции типа: «Дай два кольца», «Надень четыре кольца».
Анализ результатов Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес, сразу понимают смысл задания и приступают к работе. До 3-х лет допустим сбор пирамиды без учета величины. Неадекватным считается закрытие стержня колпачком до нанизывания колец. С 4-х лет дети собирают пирамиду с учетом величины. При этом у них наблюдаются пробы и примеривания путем прикладывания (с целью сравнения) колец, другие раскладывают кольца поочередно нанизывают их на стержень. К 5-и годам дети пользуются способом зрительного соотнесения. Если ребенок ошибается, достаточно бывает повторной инструкции или указания типа: «Посмотри, какое колечко больше? Надень самое большое кольцо».
Дети с задержкой психического развития на указанных возрастных этапах самостоятельно не справляются с заданием. Из-за несформированности произвольной деятельности, невнимания или поспешности в работе они делают ошибки и не учитывают величину колец. Однако в отличие от умственно отсталых эти дети проявляют интерес и при оказании помощи осуществляют перенос показанного способа деятельности на аналогичное задание.
Составление и выкладывание матрешек
Оборудование Матрёшка составная. Предлагают детям до 5 лет. Матрёшка составная – детям с 5 лет.
Цель: Изучение понимания ребенком задания, характер выполнения (действует наугад или с учетом величины игрушки, может ли собрать матрешку на основе зрительного соотнесения); проявление интереса; состояние моторики; обучаемость.
Процедура проведения Ребенку показывают большую матрешку, в которой вложено несколько матрешек. Затем взрослый разбирает большую матрешку и показывает находившуюся в ней матрешку меньшего размера, потом разбирает и эту матрешку. Так происходит до тех пор, пока обследующий не дойдет до самой маленькой матрешки. После этого дается инструкция: «Сложи матрешки так, чтобы получилась одна».
Анализ результатов При работе с матрешкой у детей обнаруживаются те же особенности, что и при работе с пирамидой.
«Почтовый ящик»
Оборудование «Почтовый ящик» небольшого размера (20х15 см). Это может быть деревянная или пластмассовая коробка. В крышке сделаны прорези, соответствующие по форме основаниям различных объемных геометрических тел.
Цель: Выявление сформированности восприятия формы, умение выделять плоскостную форму из объемной и сравнивать ее с прорезью; способность производить анализ расположения фигур в пространстве; способы выполнения задания (наугад, путем примеривания, зрительного соотнесения); Умение использовать помощь (устные пояснения, показ, совместное выполнение); волевые усилия при достижении цели; наличие и стойкость интереса к заданию; ведущую руку; ловкость и точность тонких движений рук; заинтересованность в правильном выполнении задания. Проводится с детьми, начиная с 4 лет.
Процедура проведения Перед ребенком ставят коробку с фигурами. Затем их вынимают. Взрослый берет одну из фигур, показывает ее основание, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в нее фигуру. Жестом предлагает продолжить работу. Может быть дана и устная инструкция: «Опусти все фигуры в коробку». Начинать показ советуем с самых простых фигур (цилиндр с основанием круг, призма с основанием треугольник и т.д.).
Анализ результатов Дети с нормальным умственным развитием старше 4 лет действуют путем примеривания, то есть прикладывают фигуру к прорези. Только некоторые дети этого возраста задерживаются на стадии проб. Это выражается в попытках протолкнуть в прорезь первую попавшуюся фигуру без учета ее формы. Дети старше 5 лет уже пользуются зрительным соотнесением. Наряду с этим сохраняется и примеривание. Важно учесть степень улучшения работы под влиянием оказываемой помощи (совместные действия, устные разъяснения и т.д.).
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию и начинают выполнять его без дополнительных побуждений. К 6 годам они способны действовать на основе зрительного соотнесения, но многим из них нужна организующая помощь взрослого.
Конструирование по образцу
Взрослый предлагает ребенку поставить кубики так, как они стоят у него, в той же последовательности(цвет и форма).
При этом фиксируется: 1) Принимает ли задачу. 2) Имеется ли самостоятельный анализ образца (анализирует ли ребенок образец самостоятельно, т.е. рассматривает его и начинает действовать, или с помощью взрослого – взрослый указывает жестом на отдельные элементы конструкции). 3) Каковы способы, которыми пользуется ребенок при выполнении задания. (Ребенок переставляет фигуры без анализа конструкции; ребенок ориентируется на форму элементов и их пространственное расположение, но действует путем примеривания, не сразу находя нужное расположение; зрительное соотнесение – ребенок анализирует образец и действует безошибочно). 4) Обучается ли ребенок.
Конструирование из кубиков по образцу дается детям старше 4 лет. Самостоятельный анализ образца наблюдается в начале выполнения задания не у всех детей 4 лет. В этом возрасте допустим анализ образца с помощью указательного жеста взрослого при первых двух предъявлениях(показ необходимой детали взрослым). Затем ребенок должен перейти к самостоятельному анализу образца. Перестановка фигур без анализа конструкции является неадекватным действием. Дети 4 – 5 лет могут действовать путем примеривания. Дети старше 5 лет самостоятельно анализируют образец и прибегают к примериванию лишь в редких случаях. В основном эти дети пользуются зрительным соотнесением.
Спасибо за внимание!