«Школа – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность.» (И.С. Якиманская) МОШ 22
В педагогике различают несколько моделей обучения: 1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит) 2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания) 3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.
Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.
Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Деятельностный метод Мотивация (самоопределение) в учебной деятельности («надо», «хочу», «могу» ) Мотивация (самоопределение) в учебной деятельности («надо», «хочу», «могу» ) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения Построение проекта выхода из затруднения (тема, цель, план) Построение проекта выхода из затруднения (тема, цель, план) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний Включение в систему знаний Рефлексия учебной деятельности Рефлексия учебной деятельности
Слово «интерактив» (англ.) Интерактивность – способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер), с кем-либо (человек). Интерактивность – способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер), с кем-либо (человек).
Интерактивное обучение – обучение через опыт Переживания участниками конкретного опыта (игра, упражнение, ситуация) Переживания участниками конкретного опыта (игра, упражнение, ситуация) Осмысление полученного опыта Осмысление полученного опыта Обобщение Обобщение Применение на практике. Применение на практике.
Интерактивное обучение – это диалоговое обучение Строится на линиях: «ученик – ученик» «ученик – группа учащихся» «ученик – аудитория» «группа учащихся – аудитория» «ученик – компьютер»
Решает три главные задачи: Учебно-познавательная задача Учебно-познавательная задача ( узнать, определить…) ( узнать, определить…) Коммуникативно-развивающая : (развитие учебных умений) Коммуникативно-развивающая : (развитие учебных умений) Социально-ориентированная Социально-ориентированная
Основные особенности интерактива: Принудительная активизация познавательной деятельности Принудительная активизация познавательной деятельности Самостоятельный поиск решения проблемы Самостоятельный поиск решения проблемы Изменение роли учителя на роль организатора или консультанта Изменение роли учителя на роль организатора или консультанта Исключение монологического преподнесения материала Исключение монологического преподнесения материала Диалоговый характер Диалоговый характер
Интерактивное обучение Обучение, погруженное в общение Сохраняет конечную цель и основное содержание предмета содержание предмета Видоизменяет формы и приёмы ведения урока.
Рефлексия в системе интерактива - тоже диалог
Тезаурус (греч. thesaurus - сокровище, клад, запас, множество) - полный систематизированный набор терминов, слов, данных, понятий в какой-либо области знаний с указанием на их практическое применение. (греч. thesaurus - сокровище, клад, запас, множество) - полный систематизированный набор терминов, слов, данных, понятий в какой-либо области знаний с указанием на их практическое применение.
Тезаурус Рефлексия (в психологии)- Способность человека к самопознанию, умение анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и сопоставлять их с общественно значимыми ценностями, а также с действиями и поступками других людей. Способность человека к самопознанию, умение анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и сопоставлять их с общественно значимыми ценностями, а также с действиями и поступками других людей.
Тезаурус Диалоговое обучение - разговор, беседа между двумя лицами, разговор, беседа между двумя лицами, которая имеет целью познание, сущность которая имеет целью познание, сущность предмета или явления в процессе предмета или явления в процессе обмена мнениями субъектов общения обмена мнениями субъектов общения
Любой урок можно проводить в интерактиве, только надо заложить в него диалоговую основу.
Формы интерактивного обучения: Обучающие игры (игры-метафоры, иллюстративные игры) Обучающие игры (игры-метафоры, иллюстративные игры) Использование общественных ресурсов Использование общественных ресурсов Социальные проекты и внеаудиторные мероприятия Социальные проекты и внеаудиторные мероприятия Ролевые игры Ролевые игры Нестандартные уроки (математический экспресс, урок-поиск, урок-размышление, урок- ринг, урок открытых мыслей, урок-защита диссертации; уроки, которые ведут ученики; урок-турнир и другие) Нестандартные уроки (математический экспресс, урок-поиск, урок-размышление, урок- ринг, урок открытых мыслей, урок-защита диссертации; уроки, которые ведут ученики; урок-турнир и другие)
Разработаны специальные приёмы для интерактива (для работы в парах, группами, коллективно): Мозговой штурм Мозговой штурм Два, четыре – вместе Два, четыре – вместе Мозаика Мозаика Микрофон Микрофон Аквариум Аквариум Живая линия Живая линия Большой круг Большой круг Кто больше? Кто больше? Карусель Карусель Кластер Кластер Паучок Паучок
Приём обучения Это составляющая часть или отдельная часть метода обучения. Это составляющая часть или отдельная часть метода обучения. Остановимся на некоторых, ранее указанных Остановимся на некоторых, ранее указанных
Слабое звено Учитель предлагает вспомнить все новые термины урока. Первый ученик называет один термин, второй предыдущий и свой, третий – два предыдущих и свой и т.д. Порядок слов сохраняется. Если ученик ошибся, то последующий не исправляет его, а говорит: «Слабое звено». На уроке систематизации такие звенья могут доходить до 20 и больше слов. Учитель предлагает вспомнить все новые термины урока. Первый ученик называет один термин, второй предыдущий и свой, третий – два предыдущих и свой и т.д. Порядок слов сохраняется. Если ученик ошибся, то последующий не исправляет его, а говорит: «Слабое звено». На уроке систематизации такие звенья могут доходить до 20 и больше слов.
Два, четыре - вместе Учащимся класса предлагается проблема(информация), которую они отрабатывают самостоятельно, потом обсуждают в парах, далее обединяются в четвёрки. После принятия общего решения в четвёрках происходит коллективное обсуждение вопроса. Учащимся класса предлагается проблема(информация), которую они отрабатывают самостоятельно, потом обсуждают в парах, далее обединяются в четвёрки. После принятия общего решения в четвёрках происходит коллективное обсуждение вопроса.
Отсроченная отгадка С помощью этого приёма на уроке создаётся установка, благодаря которой ученики положительно настраиваются на усвоение новых знаний, а отстроченная отгадка будет стимулировать познавательную активность на протяжении всего урока. С помощью этого приёма на уроке создаётся установка, благодаря которой ученики положительно настраиваются на усвоение новых знаний, а отстроченная отгадка будет стимулировать познавательную активность на протяжении всего урока.
Игра «Да – нет» Эту игру целесообразно применять во время закрепления нового материала. Эту игру целесообразно применять во время закрепления нового материала. Правила игры: внимательно слушать голос учителя, вопросы читаются только один раз, переспрашивать не разрешается. Во время чтения вопроса необходимо записать ответы «да» или «нет». Правила игры: внимательно слушать голос учителя, вопросы читаются только один раз, переспрашивать не разрешается. Во время чтения вопроса необходимо записать ответы «да» или «нет».
Поймай ошибку Этот приём приучает детей быстро реагировать на ошибки. Этот приём приучает детей быстро реагировать на ошибки. Учеников заранее предупреждают о том, что обясняя материал, учитель специально допускает ошибки. Также договариваются об условном знаке, используемым учеником, чтобы обратить внимание на ошибку. Учеников заранее предупреждают о том, что обясняя материал, учитель специально допускает ошибки. Также договариваются об условном знаке, используемым учеником, чтобы обратить внимание на ошибку. Ученикам предлагается домашнее задание, в котором преднамеренно допущено не менее 5 ошибок. Задание ученикам-найти эти ошибки. Ученикам предлагается домашнее задание, в котором преднамеренно допущено не менее 5 ошибок. Задание ученикам-найти эти ошибки.
Аквариум «Аквариум» форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название аквариум. Что дает этот организационный прием школьникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются; как реагируют на чужую мысль; как улаживают назревающий конфликт; как аргументируют свою мысль и так далее.
«Мозговой штурм», «мозговая атака» – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. «Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи. Алгоритм проведения: 1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения. 2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу. 3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).
4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников. 5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга. После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные. «Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости: – обсуждения спорных вопросов; – стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении; – сбора большого количества идей в течение короткого периода времени; – выяснения информированности или подготовленности аудитории; – работа в малых группах.