ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НОВОЙ ФОРМЕ. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НОВОЙ ФОРМЕ.
2 Необходимость новой формы экзамена Необходимость новой формы экзамена Переосмысление целей преподавания русского языка от обучения «в грамматическом духе» к обучению «в риторическом духе» Переосмысление целей преподавания русского языка от обучения «в грамматическом духе» к обучению «в риторическом духе» Реализация деятельностного подхода в обучении родному языку Реализация деятельностного подхода в обучении родному языку Развитие у учащихся компетенций: Развитие у учащихся компетенций: -коммуникативной; -коммуникативной; -лингвистической; -лингвистической; -языковой; -языковой; -культуроведческой; -культуроведческой; -способности и готовности -способности и готовности к дальнейшему саморазвитию к дальнейшему саморазвитию
3 Структура экзаменационной работы Структура экзаменационной работы ПЕРВАЯ ЧАСТЬ – написание сжатого изложения по послушанному тексту ПЕРВАЯ ЧАСТЬ – написание сжатого изложения по послушанному тексту ВТОРАЯ ЧАСТЬ – задания А1–А7 (выбор одного ответа из четырех предложенных) и задания В1- В14 (запись найденного ответа цифрами и словами) ВТОРАЯ ЧАСТЬ – задания А1–А7 (выбор одного ответа из четырех предложенных) и задания В1- В14 (запись найденного ответа цифрами и словами) ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ – два альтернативных творческих задания С 2.1(сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) и С2.2(самостоятельная интерпретация смысла одного из ключевых фрагментов текста) ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ – два альтернативных творческих задания С 2.1(сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) и С2.2(самостоятельная интерпретация смысла одного из ключевых фрагментов текста)
4 Сжатое изложение Сжатое изложение ОБЪЁМ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ: ОБЪЁМ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ: -незначительное сжатие; -незначительное сжатие; -1/2 исходного текста; -1/2 исходного текста; -1/3исходного текста -1/3исходного текста ЗА СЧЕТ ЧЕГО ЗА СЧЕТ ЧЕГО ДОСТИГАЕТСЯ СЖАТИЕ? ДОСТИГАЕТСЯ СЖАТИЕ? -отбор главного и отбрасывание второстепенного; -отбор главного и отбрасывание второстепенного; -нельзя, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное -нельзя, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное
5 Сжатое изложение Сжатое изложение ЧТО СОХРАНИТЬ ЧТО СОХРАНИТЬ ПРИ СЖАТОМ ИЗЛОЖЕНИИ? ПРИ СЖАТОМ ИЗЛОЖЕНИИ? -связность текста, содержание текста, тему, идею высказывания; -связность текста, содержание текста, тему, идею высказывания; -последовательность изложения; -последовательность изложения; -четкий переход от одного к другому; -четкий переход от одного к другому; -микротемы; -микротемы; -ключевые слова и обороты речи; -ключевые слова и обороты речи; -наиболее характерные изобразительно- -наиболее характерные изобразительно- выразительные средства, при помощи которых передается колорит текста выразительные средства, при помощи которых передается колорит текста
6 Сжатое изложение Сжатое изложение ЧТО МОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА? ЧТО МОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА? -примеры, доказательства, попутные сведения, детали, подробности, лирические отступления; -обобщающие слова и предложения; -однородные члены; -повторы;-диалог; -пространное описание природы, чувств, настроений; -обязательна замена прямой речи косвенной; -обязательна замена 1 лица на 3-е
7 Сжатое изложение Сжатое изложение МОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ МОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТЕЙ ИЗЛОЖЕНИЯ? ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТЕЙ ИЗЛОЖЕНИЯ?
8 Сжатое изложение Сжатое изложение МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ СТИЛЬ ТЕКСТА И ТИП РЕЧИ? СТИЛЬ ТЕКСТА И ТИП РЕЧИ?
9 Сжатое изложение Сжатое изложение АЛГОРИТМ СЖАТИЯ ТЕКСТА: АЛГОРИТМ СЖАТИЯ ТЕКСТА: -определение стиля исходного текста; -уточнение темы и основной мысли(обратить внимание на заглавие и подтекст); -определить тип речи; -анализ содержания текста(выделение микротем, составление плана, уточнение основной части); -выполнение чернового варианта; -проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств(не менее 2 раз): 1 раз-соответствие исходному тексту, логика работы, выделение абзацев; 2 раз-разнообразие языковых средств, лексики, синтаксиса, исключение повторов, исправление речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок
10 Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: 1)Создать текст типа рассуждения: -выдвинуть тезис, -обосновать тезис и привести примеры, -сделать вывод, подтверждающий тезис; 2)Показать знание русского языка в соответствии с темой дискуссии героев; 3)Найти два примера-иллюстрации и использовать их в собственном сочинении-рассуждении; 4)Создать текст в соответствии с его основными признаками и заданной композицией (текст типа рассуждения)
11 Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему ПОРЯДОК УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОРЯДОК УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА: ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА: -чтение задания и текста; -отбор необходимых для раскрытия темы терминов-понятий и объяснение их содержания; -нахождение в тексте для чтения примеров(в скобках указать номера предложений); -отбор языковых средств связи частей текста сочинения; -этически корректная формулировка собственного мнения (согласие или несогласие с позицией указанных героев дискуссии)
12 Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ: ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ: 1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью. 2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос. 3)Вывод (подтверждение тезиса).
13 ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) 1) фраза, принадлежащая герою дискуссии; 2) собственное высказывание
14 ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни)
15 ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 2) С помощью вопроса(Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?)
16 ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.)
17 ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)
18 Основная часть сочинения- рассуждения Основная часть сочинения- рассуждения ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: Глаголов 1-го лица мн.числа Глаголов 1-го лица мн.числа (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим) (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим)
19 Основная часть сочинения- рассуждения Основная часть сочинения- рассуждения ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: Союзов и союзных слов Союзов и союзных слов (так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы, для того чтобы)
20 Основная часть сочинения- рассуждения Основная часть сочинения- рассуждения ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: вводных слов вводных слов (например, следовательно); (например, следовательно); (Я согласен с Ильей. Во-первых,…; во-вторых,…;в-третьих,…)
21 Основная часть сочинения- рассуждения Основная часть сочинения- рассуждения ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: -СПП с придаточными причины -СПП с придаточными причины (Я разделяю точку зрения Николая, потому что…); -использование вопроса и ответа на него -использование вопроса и ответа на него (Разве можно не согласиться с мнением Тани? Конечно, нет.)
22 Заключение сочинения - рассуждения Заключение сочинения - рассуждения СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ: СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ: -вводных слов(таким образом, итак) -синтаксических конструкций (в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу )