Виды словосочетаний В зависимости от способа выражения главного слова Именные словосочетания прил. + сущ. прил. + сущ. сущ. + сущ. числит. + сущ. сочный персик румяный от мороза прогулка в парке пять человек Глагольные словосочетания глаг. + сущ. глаг. + нар., дееприч. дееприч. + сущ., нар. прич. + завис. слово написать сочинение спрятать надёжно прячась от врагов упорно преодолевая обласканный мамой Наречные словосочетания нареч. + нареч. очень хорошо совершенно точно
В зависимости от способа выражения зависимого слова Согласование прилагательное причастие порядк. числит. мест. = прил. сочный персик вошедший человек седьмой день мой отец, ваш сын Управление существительное местоим. = существ. колич. числит. части речи = сущ. написать сочинение спрятать его встреча приезжающих прибавить к пяти Примыкание наречие. очень хорошо отвечать точно Помни: главное слово - всегда сущ. или любая часть речи в значен. сущ. (главное слово согласует- ся с зависимым в р., ч., п.) (главное слово требует от зави- симого определённого падежа) Помни: предлог между главным и зависимым слова- ми – сигнал управления (примыкают только неиз- меняемые части речи) деепричастие неопред. форма глаг. шёл улыбаясь будем смеяться Помни: мест-я его (чей?) и её (чья?) примыкают
Советы учащимся Виды связи между словами в словосочетании В части В есть задание по определению вида связи в словосочетании. Задания бывают 2-х типов: -н-найти в предложении(-ях) вид связи (указывается, какой именно: согласование, примыкание, управление); -о-определить вид подчинительной связи в словосочетании (приводится словосочетание). Практика показывает, что учащихся иногда смущает слово «подчинительной» и они не в состоянии дать правильный ответ, хотя могут знать все виды связи. Поэтому следует запомнить, что слова, связанные между собой по смыслу, образуют словосочетание. Оно состоит из главного и зависимого слов, т. е. образовано по типу подчинения.
Если в заданных предложениях предлагается найти какой-либо способ связи, ищите сначала зависимое слово, выраженное частью речи, соответствующей этому виду связи, а потом главное слово, от которого задается вопрос к зависимому. Пример. Выпишите словосочетание со связью примыкание. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу. Мы знаем, что примыкать могут наречия, инфинитив и деепричастия. Из этих трех частей речи в предложении есть только инфинитив верить. Значит, это слово примыкает. Ищем главное. Нельзя (что делать?) верить. Выписываем это словосочетание.