«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.» - физиолог И. П. Павлов
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, уровень речевого развития детей заметно снизилось. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-ауди-видео…) Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки с наклейками вместо картинок для вырезания). Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу, а именно - с самого раннего возраста.
Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
1. Совершенствовать предметно- развивающую среду группы для развития мелкой моторики. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов.
Игры с предметами: – пирамидки – вкладыши различного типа – пазлы – матрёшки
Работа с бусами, пуговицами: – нанизывание – раскладывание по цвету, по размеру – составление рисунков.
Игры со счетными палочками: – выкладывание рисунков из палочек
Работа с мозаикой
Игры с конструкторами
Игры с крупами – сортировка круп – рисование на манке
Игры с водой
Раскрашивание Лепка Аппликация
Игры с пинцетом Игры с прищепками Игры с пробками от бутылок Игры – шнуровки
Пальчиковые игры Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Работа с родителями - родительские собрания - практикум по организации игр с детьми в домашних условиях, способствующих развитию мелкой моторики - консультации - папки-передвижки - памятки, информационные листы
Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения