Шемберг Е.Н.
От англ. monitor – следить, вести наблюдение; Впервые в почвоведении – процесс наблюдения за состоянием плодородного слоя земли; В экологии – слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений
«Очень долго наше образование существовало в статичной ситуации. До конца 80-х годов наша школа была единообразна. В той ситуации необходимости мониторинга как такового просто не было....провозглашение экспериментов, провозглашение инноваций без отслеживания их эффективности – рискованный шаг, прежде всего потому, что мы пытаемся экспериментировать с личностями детей. Последствия наших экспериментов и инноваций должны и отслеживаться и прогнозироваться. В этом и есть назначение мониторинга.»
это система сбора, обработки, хранения и распространения информации о системе образования или отдельных её элементов, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития (Майоров А.Н.)
позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени, прогнозировать его развитие, обеспечивает необходимую информационную основу для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на достижение заданных целей развития объекта (Бершадский М.Е., Гузеев В.В.)
Задача получения информации обратной связи (проблема контроля) Задача соотнесения реально полученных результатов образовательного процесса с планировавшимися результатами, с целями (проблема оценки)
Содержание информации (необходимость и достаточность -?; особенности личности ученика – какие?; состояние здоровья - ?; взаимоотношения в группе -?) Качество информации (форма - ?; средства её получения - ?; валидность средств - ?; периодичность «зондирования» - ?) Использование информации для управления (как организовать процесс? Как применить информацию для управления? Как использовать информацию о личностных особенностях? Сколько времени хранить?)
Школьный Районный (муниципальный) Областной (региональный) Федеральный
Педагогический Социологический Психологический Медицинский Экономический Демографический
Объективность – результаты должны отражать реальное состояние дел, субъективный фактор (личностный) должен быть минимизирован; Точность – погрешности не должны превышать допустимых статистически; Полнота - источник информации должен быть репрезентативен; Достаточность - объем информации должен быть достаточным для принятия управленческого решения; Структурированность (систематизированность) – с учетом качества источников информации; Оптимальность обобщения – соответствие уровню задач управления инновационным процессом; Оперативность – своевременность; Доступность – возможность и реальность получения.
Внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития учащихся; Учебную деятельность учащихся; Изучаемое содержание; Деятельность учителя
Предметом психологического мониторинга могут быть: психологическая готовность к школьному обучению, динамика профессионального и личностного самоопределения, самооценка, мотивационная направленность личности учащихся, социометрическая модель класса, стиль взаимодействия, общения учителя с учащимися и другие...
Предметом Целью Задачами Критериями и параметрами Способами Методами Инструментом Результатами и их интерпретацией