Образ выдающегося общественного деятеля в древнерусской литературе
гг. Была пора: губительный раздор Везде летал с хоругвию кровавой; За ним вослед восстали глад и мор; Разбой, грабёж и мщенье были славой. От русских русских кровь текла. Губил половчанин без страха. Лежали грады кучей праха, И Русь бедою поросла. Но Русь в беде крепка была Душой великой Мономаха. (Жуковский «Русская слава»)
«В детстве самый послушный сын, в молодости – самый смелый из князей на поле битвы, самый приветливый дома, самый почтительный к родителям, которые в знак любви назвали его Мономахом (единоборец), в зрелые годы – самый добрый государь в наследственном владении своем, самый сострадательный благодетель бедных, самый знаменитый победитель врагов Отечества». За 12 лет княжения: 1.Усмирил печенегов, торков, берендеев, каракалпаков и своих непокорных князей; 2.Строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города и закладывал новые; 3.Написал духовное завещание детям своим
Вступление. (Для древнерусской литературы в нем обязательна смиренная просьба автора не смеяться над его писанием.) Основная назидательная часть. (Начиналась с воздания хвалы Богу и содержала философские и религиозные воззрения автора) Заключение (о себе писал не для самовосхваления, а для большей убедительности, чтобы вдохновить преемников на добрые дела.)
«ПОУЧЕНИЕ» своим детям ПОСЛАНИЕ к князю Олегу Святославичу Черниговскому, в котором оплакивает смерть своего сына Изяслава, убитого под Муромом. «Имейте в себе любовь, понеже вы есте братья единого отца и матере»
Мономах не стремился составить в своем Поучении законченную автобиографию, а передавал лишь цепь примеров из своей жизни, которые он считал поучительными. В умении выбрать из своей жизни то, что представляет не личный, а гражданский интерес, заключается своеобразие автобиографии Мономаха. Образ Мономаха выступает в Поучении как бы помимо его воли, чем достигает большей художественной убедительности. Впоследствии Мономах был идеализирован русской летописью