В МБДОУ детский сад КВ 8 «Рябинка» прошло методическое объединение учителей-логопедов Таштагольского района «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Учитель-логопед нашего детского сада Позднякова С.С. представила педагогам презентацию работы «Развитие понимания речи и расширение активного и пассивного словаря детей младшего дошкольного возраста»
Развитие понимания речи, расширение и обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста
Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обручению Исследованием речевого развития занимались выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов и др. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Словарная работа – это планомерное расширение словаря детей за счет незнакомых или трудных слов. Расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.
Методы способствующие активизации и обогащению словаря: наглядные методы -непосредственное наблюдение
Снег –белый, холодный, липкий, сыпучий, рыхлый, твердый. Активизируем анализаторы: тактильные, зрительные, обонятельные, кинестетические
Показ и рассматривание картин
Показ мультфильмов, чтение художественных произведений с опорой на наглядность
Рассматривание игрушек
Рассматривание картинок
Дидактические игры и упражнения
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ПОСТРОЕНИЕ СЛОВЕСНЫХ ИГР Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представлениях о предметах, углублять знания о них; описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЛОВЕСНЫХ ИГР «Овощи и фрукты» «Домашние и дикие животные» «Времена года» «Обувь и одежда» «Мебель» «Профессии»
Словесные игры для детей 3-4 лет. КАКОЙ ФОРМЫ? 1 вариант: Воспитатель предлагает детям назвать предметы круглой (овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной) формы. 1 вариант: Воспитатель предлагает детям назвать предметы круглой (овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной) формы. 2 вариант: Воспитатель называет предмет, а дети говорят, какой формы этот предмет. 2 вариант: Воспитатель называет предмет, а дети говорят, какой формы этот предмет.
Словесные игры для детей 3-4 лет НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ Воспитатель называет несколько слов и предлагает детям назвать их одним словом. ОВОЩИ
УГАДАЙ ПРЕДМЕТ ПО ОПИСАНИЮ Злой, голодный, по лесу рыщет Кудрявая, стройная, белоствольная На небе сверкает, землю согревает
Подбор к действию объектов ПЛАВАЕТ ЛЕТАЕТ ЕДИТ
Вставить пропущенное слово в предложение 1. На пороге сидела и жалобно мяукала. 2. Кошка поймала в саду
Практические методы
При организации совместных специальных игр ребенку обеспечена возможность выбора языковых средств. В таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения Только у ребенка, обладающего богатым словарным запасом, сможет сформироваться правильная, грамотная речь. ВЫВОДЫ