Проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ как инструмент для формирования УУД Нестеренко А.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Технологии организации исследовательской работы.
Advertisements

Приморский форум образовательных инициатив Конкурсная программа «Инновационная инфраструктура для развития образования Приморья» Конкурс 4 «Инновационные.
Метод учебных проектов как средство активизации деятельности учащихся.
Непрерывная подготовка учителя по формированию УУД учащихся на базе методической службы гимназии педсовет г.
Организация исследовательской деятельности учащихся Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет, Одно неведомое.
Особенности организации деятельности над исследовательской работы Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет,
Общеучебные Постановка и решение задач Познавательные УУД логические.
Типология современного урока (ФГОС). Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для.
Г Учитель начальных классов Кушеварова Наталья Викторовна «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной.
Реализация плана урока. Продуктивное задание – это переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения.
1 Практикум по подготовке урока по окружающему миру с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100»
Метод проектов как педагогическая технология обучения сотрудничеству на уроках математики Анопова Елена Ивановна, учитель математики МАОУ СОШ 28 г. Томска.
Щурова Ирина Анатольевна учитель начальных классов первой квалификационной категории МАОУ «СОШ 3» г. Сорочинск
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Проектирование учебного занятия Правительство Свердловской области Институт развития образования Свердловской области Серикова Ирина Адриановна к.п.н.,
Механизм формирования УУД средствами учебного предмета «Математика» в УМК «Перспективная начальная школа».
Механизм формирования УУД средствами учебного предмета «Математика» в УМК «Перспективная начальная школа». Механизм формирования УУД средствами учебного.
Люфт И.В. 1.Организация самостоятельной деятельности на различных этапах обучения с применением современных технологий. 2.Структурирование знаний 3.Повышение.
Транксрипт:

Проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ как инструмент для формирования УУД Нестеренко А.А.

Универсальные учебные действия Личностные Регулятивные Познавательные Общеучебные Логические Знаково-символические Коммуникативные

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач (Г.С.Альшуллер) ОТСМ – общая теория сильного мышления на базе ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер, Н.Н. Хоменко) ТРИЗ, ОТСМ

Под проблемно-ориентированным обучением мы понимаем такое обучение, содержание которого включает метапредметные средства, позволяющие структурировать и преобразовывать информацию с целью выявления, анализа и решения проблем в различных областях знаний. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

СИСТЕМА МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ПРОБЛЕМНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КОНТЕКСТНЫЙ БЛОК ЭЛЕМЕНТ–ИМЯ ПРИЗНАКА–ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКА ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ ОПИСАНИЕ

Что предлагает проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ Увязать в единую систему логические УУД, структурирование информации, постановку и решение проблем Логические УУД Инструменты для работы с признаками Организация информации Системный оператор Постановка, решение проблем Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)

Работа с информационными копилками - игры

Деревянные истории Шуршащие фантазии Металли- ческие звоны Работа с информационными копилками - исследования

Обучение мыслительным моделям, позволяющим выполнять логические операции, ставить и решать проблемы «Мышление талантливо тогда, когда оно работает в соответствии с законами внешнего мира» (Г.С. Альтшуллер, автор ТРИЗ)

Универсальные модели – универсальная наглядность

Моделирование

Анализ и решение проблем

Создание авторских текстов

Самостоятельные исследования

Коллективные проекты Страница из «Загадочной книги» - 1 класс Задачник по математике с природоведением – 3 класс Комиксы на приемы фантазирования – 2 класс

Программа Г.В. Тереховой для начальной школы «Уроки творчества» на базе ТРИЗ

Среда развития и поддержки экспериментальной работы по ОТСМ-ТРИЗ педагогике Эксперимен- тальные площадки

Учеба педагогов экспериментальных площадок Сайты проекта «Джонатан Ливингстон» и ОО «Волга-ТРИЗ» дистант

Проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ

ПОВТОРЕНИЕ: 1) СИСТЕМА РАБОТЫ С ПРИЗНАКАМИ Основные идеи: Работа основывается на копилках объектов; Выстраивается линия: копилки – игры-тренинги (или игровые задания) – модель (паспорт объекта) – исследование ИНСТРУМЕНТ – МОДЕЛЬ «ЭЛЕМЕНТ – ИМЯ ПРИЗНАКА – ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКА»

Элемент Вопрос (имя признака) Возможные ответы (значения признака) Ученик Ведущий канал восприятия Любимое занятие Семья полная, один родитель, опекуны,… чтение, комп. игры, прогулки,… зрительный, слуховой, кинестет.,… ПРИЗНАК ИМЯ ПРИЗНАКАЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКА ОТЛИЧИЕ ПРЕДЛАГАЕМОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ПРИЗНАКОВ (ЭИЗ)

Примеры копилок Копилка ежиков Копилка состояний снега

Примеры копилок Копилка однокоренных слов Прибежать Примерить Пригласить Признание Приморозить Прикарманить Приставка Прикорм Приколоть Приукрасить Приталенный Преуменьшить Преувеличить Пресвятой Преданный Пресветлый Превеликий Преуспеть Пресмелый Прекрасный Премилый Предел Слова на при-, пре-

На уроках математики (Белова Г.В.): Копилки объектов, построенные с помощью конструктора Ученики сами планируют свою учебную деятельность 1). Построй выражения из конструктора, включающего: Числа, переменные, знаки арифметических операций, знаки операций сравнения:, =, = (последние должны встречаться в выражении 1 раз). 2*X+3*y=23 2*X> :2>124 2*X>3*y 2). Разбей их на множества по различным признакам 25*12>0 123>=120 3). Выбери множество для исследования. Примеры копилок

Технологические особенности сбора копилки СЮДА ВПИСЫВАЕТСЯ ТЕКСТ Задайте детям на карточках линию размера букв Карточка для записи элемента копилки ¼ альбомного листа

Освоение признаков объектов 1) Игровые тренинги 2) Составление «Паспорта» - плана описания объекта 3) Исследования

Игровые тренинги «Элемент – имена признаков – значения признаков» ТРЕНИНГИ: «Мои друзья» Аукцион «Назови больше…» «Теремок» «Я беру тебя с собой…» «Витрина» «Расселение» «Предсказатели» «Встаньте по порядку» «Самый-самый» …

СЕКРЕТЫ МОДЕЛИ ЭИЗ 1) Элементом мира может быть все, что угодно Тренинг «Назови элемент» (назови объект)

СЕКРЕТЫ МОДЕЛИ ЭИЗ Тренинг «назови как можно больше» 2) Мы рассматриваем элементы мира на разных уровнях абстракции и, значит, чаще имеем дело с понятиями, чем с отдельными элементами 2

«Ищем все признаки, которые имеют только одно значение»; «Ищем все признаки, которые имеют только 2 значения» «Ищем все признаки, которые имеют много значений, но их можно сосчитать» «Ищем все признаки, у которых даже нельзя сосчитать значения»

СЕКРЕТЫ МОДЕЛИ ЭИЗ 3) Признаки могут иметь: 1 значение (существенный признак); 2 альтернативных значения; Несколько значений; Бесконечно много отдельных значений; Бесконечное множество значений, которое нельзя сосчитать 2 У искусственных объектов существенным признаком обязательно является назначение (функция)!!!

Паспорт (план описания) объекта Три колонки: объект – вопросы – варианты ответов. Составляется в классе в результате работы с копилками. Постоянно используется в игровых тренингах.

МОДЕЛЬ ЭИЗ: НАГЛЯДНОСТЬ (г. Трехгорный, СОШ 112) Чванова О.П., Колташова О.Д.

МОДЕЛЬ ЭИЗ: НАГЛЯДНОСТЬ (г. Трехгорный, СОШ 112) Басюкова С.В., 2 класс Хазинурова М.И., 3 класс

КОНСТРУКТОР ЗАДАНИЙ НА МОДЕЛЬ ЭИЗ ОБЪЕКТИмя признакаЗначение признака Колобок На кого (на что) похожНа мячик друзья- Враги / опасностиЗаяц, медведь, лиса Занятиепутешествие Происхождениеиспечен СТРОИМ КОНКРЕТНОЕ ОПИСАНИЕ. ИСПОЛЬЗУЕМ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ

КОНСТРУКТОР ЗАДАНИЙ ОБЪЕКТИмя признакаЗначение признака ? На кого (на что) похожНа мячик друзья- Враги / опасностиЗаяц, медведь, лиса Занятиепутешествие Происхождениеиспечен Скрываем одну часть описания, предъявляем другие Вы спросите… Я отвечу…

КОНСТРУКТОР ЗАДАНИЙ ОБЪЕКТИмя признакаЗначение признака ? ?На мячик ?- ?Заяц, медведь, лиса ?путешествие ?испечен Скрываем одну часть описания, предъявляем другие Мне задали вопросы о … На первый вопрос я ответила … На второй - … Какие вопросы мне задали?

КОНСТРУКТОР ЗАДАНИЙ ОБЪЕКТИмя признакаЗначение признака колобок На кого (на что) похож? друзья? Враги / опасности? Занятие? Происхождение? Скрываем одну часть описания, предъявляем другие Вы спросите… Я отвечу…

Мини-практикум Тип заданияОБЪЕКТИмя признакаЗначение признака Вы спросите … – я отвечу … ?!! Мне задали вопросы о… На первый вопрос я отвечу …, на второй - …, !?! Составьте загадку о… по плану !!? Загадка про сказочного героя

Паспорт объекта Паспорт сказочного героя Имя Название сказки / мультфильма На кого похож Друзья Враги Черты характера Происхождение Место жительства

Паспорт объекта Паспорт сказочного героя МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ЯЩИК

Морфологический анализ (Ф. Цвикки) Ответьте на вопрос: без чего объект «перестанет быть самим собой?» имена признаков, значения которых На основе ответа выделите имена признаков, значения которых будут варьироваться. А -глаза Б - нос В - губы Г - овал А7,Б6,В7,Г7 1 Создание новых объектов на основе «паспорта». Морфологический ящик

КОПИЛКА ИГРЫ ПАСПОРТ ОБЪЕКТА МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ЯЩИК СИНТЕЗ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ

Добежать до преграды со связанными ногами Дойти до цели с завязанными глазами Передать загаданное слово жестами, без слов Отвечать на вопросы, не произнося «да» и «нет» («ДА» и «НЕТ» не говорите) Дойти до места «задом наперед» «Где были мы, не скажем, а что делали, покажем» Представьте суть каждой игры, как ответ на два вопроса «Исследования на копилке» (2-й тип) Копилка игр – постройте модель 1

Дойти до места «задом наперед» Представьте суть каждой игры, как ответ на два вопроса «Исследования на копилке» Копилка игр – постройте модель 1 ?? Дойти до целис завязанными глазами Передать загаданное слово Жестами, без слов Добежать до преграды со связанными ногами Отвечать на вопросы, не произнося «да» и «нет» («ДА» и «НЕТ» не говорите) Дойти до места «задом наперед» «Где были мы, не скажем, а что делали, покажем»

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ? ЧТО ЗАПРЕЩЕНО? ЦЕЛЬ? ОГРАНИЧЕНИЯ? Материалы к схеме 2 «Исследования на копилке». Копилка игр – постройте модель 1

Придумайте новые игры ЦЕЛИ узнать найти спрятанное достать добратьсясообщить … Ограниче- ния на одной ноге с завяз. глазами без слов используя одно (два) слово Не говорить, а петь МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ЯЩИК (МОРФОТАБЛИЦА) 1 Материалы к схеме 2 «Исследования на копилке». Копилка игр – постройте модель

Материалы к схеме 2 «Исследования на копилке». Копилка загадок – постройте модель Светит, а не греет (месяц). Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (туча). Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (облака). Не живая, а идет, неподвижна, а ведет. (дорога) Есть спина, а не служит, Четыре ноги, а не ходит, Но всегда стоит, И всем сидеть велит. (стул) Никто его не видывал, А слышать всякий слыхивал, Без тела, а живет, Без языка, а кричит. (эхо) Всех на свете обшивает, а сама не надевает. (иголка) Всегда во рту, а не проглотишь. (язык) Зубов много, а ничего не ест. (расческа). Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, Когда спать, когда встать...

ВЫДЕЛЯЕМ ЧАСТИ ?? БЕЗ ТЕЛААЖИВЕТ НОГ НЕТАХОЖУ СВЕТИТАНЕ ГРЕЕТ

ВЫДЕЛЯЕМ ЧАСТИ ?? БЕЗ ТЕЛААЖИВЕТ НОГ НЕТАХОЖУ НЕ ГРЕЕТАСВЕТИТ

1 Материалы к схеме 2 «Исследования на копилке». Копилка загадок – постройте модель Светит, а не греет (месяц). Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (туча). Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (облака). Не живая, а идет, неподвижна, а ведет. (дорога) Есть спина, а не служит, Четыре ноги, а не ходит, Но всегда стоит, И всем сидеть велит. (стул) Никто его не видывал, А слышать всякий слыхивал, Без тела, а живет, Без языка, а кричит. (эхо) Всех на свете обшивает, а сама не надевает. (иголка) Всегда во рту, а не проглотишь. (язык) Зубов много, а ничего не ест. (расческа). Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, Когда спать, когда встать...

Исследование на копилке – 2. Примеры тем Копилка загадокМодель загадкиСинтез загадок Копилка сказочных героев Модель сказочного героя Придумывание новых героев Копилка бутербродовМодель бутерброда Создание новых бутербродов Копилка матем. задачМодель задачи Создание новых задач 1

Выбрать объект, который будем учиться составлять / придумывать. Собрать копилку объектов. Определить назначение объекта. Опираясь на функцию, выявить важные признаки, которые могут менять значения – построить модель. Выявить связи признаков (если есть) – уточнить модель. Составить морфологический ящик по этим признакам Пользуясь морфологическим ящиком и моделью, придумать новые объекты Алгоритм исследования на копилке (2)

Как организовать детское исследование на морфологических ящиках? Цель – научиться конструировать объекты (КАКИЕ?) Планируемые результаты для учеников (чему научатся?) Технология организации исследования: Копилка (что собираем? Как собираем? Оформление?) Тренинги (отбор игр или аналогичных им заданий) Выявление модели (как организовать работу?) Построение морфологических ящиков Конструирование объектов Презентация (как организуем?) Формы использования результатов (типы заданий) 2

События (изменения) и эффекты (закономерности) 1. Определения, примеры 2. Тренинги, задания на события и эффекты

Cобытие – факт изменения значения признака Примеры: Цветок распускается. Ученик проявляет активность. СТАЛО…БЫЛО… Эффект – связь значений признаков или их изменений ТО…ЕСЛИ … ПРИЗНАКИ ДРУЖАТ

Назовите как можно больше изменений, которые происходят с объектами на фотографиях: За секунду, за час, за месяц. Какие признаки при этом меняются? БЫЛО – СТАЛО – ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? Тренинги на модель «Элемент – имена признаков – значения признаков»

Примеры эффектов – приметы ЛАСТОЧКИ ЛЕТАЮТ НИЗКО – К ДОЖДЮ ЗИМОЙ СНЕГУ НАСЫПИТ – ХЛЕБУ ПРИБУДЕТ Собака спит, раскинув лапы – к морозу ЕСЛИ ФАКТ 1 ТО ФАКТ 2

Примеры эффектов Колобок Встречает кого-то, кто ему угрожает Отвлекает его песенкой Объект (описание) Если То Когда эффект наблюдают на конкретном объекте (или на копилке), удобно указывать этот объект ЕСЛИ ФАКТ 1 ТО ФАКТ 2

Примеры эффектов ЕСЛИ ИЗМЕНЕНИЕ 1ТО ИЗМЕНЕНИЕ 2

Примеры эффектов Вид медведя БелыйБурыйОчковыйМалайский Длина2,2 мДо 2,01,81,4 Высота в холке 0,9-1,2мОколо 1,0До 0,760,7 Масса (кг) До 140Около 100 Места обитания АрктикаСредняя полоса Южная Америка Юго-Восточная Азия Проследите закономерность!

Примеры эффектов Видпесецлисафенек Проследите закономерность! Видзаяц- беляк Заяц- толай Заяц американский

Исследования на копилках – поиск закономерностей.

Пример исследования: ПРИСТАВКИ Соберите копилку слов с разными приставками Определите исследовательские вопросы ПОДСКАЗКИ: В каких случаях можно перепутать написание? С чем можно спутать приставку и что может получиться в результате? Выбираем группу для анализа

разбежаться размочить раздать раскрыть распаковать раздеваться располагаться разговаривать развиваться распекать распылять развод рассказ росомаха растяпа разлука растение Пример исследования: ПРИСТАВКИ на з-, с-

разбежаться размочить раздать раздеваться располагаться разговаривать развиваться развод раскрыть распаковать распекать распылять рассказ ра з б ежаться Зв. Пример исследования: ПРИСТАВКИ на з-, с- ИЩЕМ ПРИЗНАКИ- ДРУЗЬЯ

Неструктурированная информация Выделены признаки ра з б ежаться Зв. Пример исследования: ПРИСТАВКИ на з-, с-

Выделены признаки ра з б ежаться Зв. Ра_ ___ Зв ЕСЛИ ТО Ра з - Ра_ ___ Зв Ра_ ___ Гл ЕСЛИ ТО Ра с - Пример исследования: ПРИСТАВКИ на з-, с- повторение

Исследование на копилке - схема 1 КОПИЛКА КАРТОТЕКА СВЯЗИ, ЗАВИСИМОСТИ ПРАВИЛА НОВЫЙ КЛАСС ТИПОВЫХ ПРОБЛЕМ ЦЕЛЬ ПРИЛОЖЕНИЯ

Выбрать объект исследования. Собрать копилку объектов (иногда наблюдение проводят над одним объектом, но потом все равно необходимо проверять результаты на других объектах данного класса). Наблюдая за объектом (объектами), фиксировать связи значений признаков. Другой вариант: изменяя значения признаков (преобразования), отследить, какие изменения произойдут в результате. Описать эффекты в схеме если... то... Проверить полученные гипотезы на других объектах данного класса. Сделать выводы (если возможно, гипотеза доказывается). Если гипотезы подтвердились, найти задачи, для решения которых могут применяться полученные эффекты. Алгоритм исследования на копилке - 1

Проведите исследование на копилке роботов, найдите закономерность, постройте своих роботов

Как выявить закономерность? ЕСЛИ… ТО… ЕСЛИ… ТО… ПРИЗНАКИ-ДРУЗЬЯ

Проектируем исследование на копилке (выявляем эффекты) Эффект (закономерность), который хотим получить на выходе. Выделить признаки, участвующие в этой закономерности Планируемые результаты для учеников (чему научатся?) Технология проведения исследования: Копилка (объекты, способы сбора, внешний вид) Тренинги (отбор игр) Собственно исследование: выявление проблемы – организация работы с копилкой – форма вывода – предъявление результатов – рефлексия Вид результатов Формы использования результатов (типы заданий) Диагностика (что и как проверяем)

«Элемент – имена признаков – значения признаков» ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ КОНСТРУКТОР ТРЕНИНГИ (ИГРЫ, ЗАДАНИЯ) ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ ДИАГНОСТИКА(?) СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1