Тренинг для воспитателей групп раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста»
Что такое адаптация?
Решение проблемных ситуаций, задач. Задание: определите степень адаптации у этих детей. Задача 1 Максим (2 г.), придя в группу, подошел к машинкам, стал катать по полу. Когда воспитатель предложила сесть за стол, чтобы позавтракать он отказался, есть он будет дома. Такая ситуация длилась в течение недели. Через неделю Максим сам сел за стол, ел с аппетитом. Спать остался на 5 день, воспитатель сидела с ним и поглаживала его спинке. Когда уходил домой, сказал, что придет завтра.
Решение проблемных ситуаций, задач. Задание: определите степень адаптации у этих детей. Задача 2 Александра (2г. 3м.) первое время сильно плакала, не хотела играть с детьми. Все время держалась за воспитателя и спрашивала: "где мама?". За стол садилась, но сама есть отказывалась, воспитатели кормили. Утром не хотела отпускать маму. Через неделю стала подходить к детям и наблюдать что они делают, но с ними не играла. Через 3 недели стала сама есть, играть с куклами. На 4 неделе заболела, не было 8 дней, без осложнений.
Решение проблемных ситуаций, задач. Задание: определите степень адаптации у этих детей. Задача 3 Лена (2г.5м) сильно плачет при расставании с мамой, долго не может успокоится. Отказывается от еды. С детьми не играет. Не слазит с рук воспитателя, а если поставить на ноги начинает плакать. На 10 день стали оставлять на сон, укачивали. К концу 4 недели стала кушать - кормят воспитатели, сон поверхностный, просыпаясь плачет. В течение месяца болела дважды, с осложнением. На протяжении всего дня периодически хнычет.
Решение проблемных ситуаций Проблемная ситуация 1 Маша (1г. 8 мес.) и Аня (2г. 9 мес.) играют рядом. Маша тянется за неваляшкой, Аня тут же выхватывает игрушку из рук у Маши. Проходит какое-то время, Маша оставив игрушки, берет бумагу, хочет порисовать. Аня моментально бросает свои дела, вырывает бумагу из рук у плачущей Маши. Почему Аня так поступает и что можно сделать в этой ситуации?
Решение проблемных ситуаций. Проблемная ситуация 2 Миша (2г. 4 мес.) пытается надеть колготы самостоятельно. У него не получается. Вмешивается воспитатель. "Я сам!" - протестует ребенок. Перед нами кризис двух лет: упрямство, негативизм, желание быть как взрослый, делать все по своему. Так как это неизбежно, остается извлечь из этого пользу для ребенка - он чему-то научится, для вас при верном воздействии ребенок станет больше прислушиваться к вашему мнению осознанно, так как его права будут соблюдены.
Решение проблемных ситуаций. Проблемная ситуация 3 Ребенок с трудом оторвался от матери, громко плачет.
Решение проблемных ситуаций. Проблемная ситуация 4 Родители Тани часто просят не брать девочку на прогулку, боясь простуды
Возможные мероприятия по облегчению периода адаптации: Привлекательный и опрятный внешний вид воспитателя, исключить белый халат. Воспитатель должен быть доброжелателен, терпеливым, улыбаться по ситуации. Называть ребенка ласковым именем, как дома. Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче. Использовать игрушки забавы (мыльные пузыри, музыкальные, светящиеся, заводные и т.д.). При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание), петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку. Не отучать в период адаптации от вредных привычек (соска, пустышка, памперс, бутылочка :). Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением). По рекомендации врача можно подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочек с успокаивающим сбором трав. Ароматерапия - при условии что у детей нет аллергии. Использование игр на сближение детей друг с другом. Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.