Варданян Ю.М., учитель биологии МОУ СОШ 15 г.Новоалтайска
Разноуровневое обучение это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C.
« Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях». К. Д. Ушинского
Цель технологии разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъективного опыта.
Использование разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение: 1. Психологических задач (определение индивидуально- личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.). 2. Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся. 3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».
Задачи учителя: I. выделение разных уровней усвоения материала учащимися по глубине, а не по объему; II. определение уровня обучения данного учащегося, исходя из его индивидуальных возможностей, интересов и мотивов обучения.
I. Уровни усвоения материала учащимися
II. Уровни обучения
Использование ТРО позволит создать для ученика адаптивную среду, в которой он будет чувствовать себя комфортно, без страха перед отметкой и без перегрузки, сконцентрировать свои силы на освоении нескольких профильных предметов, подготовиться к олимпиаде или к экзаменам в ВУЗ. Постоянное, системное использование технологии разноуровневого обучения позволяет ученикам работать в своем режиме из урока в урок, а учителю все время держать в руках три уровня - от постановки цели до подведения итогов и анализа достигнутых результатов. Наиболее эффективна ТРО на уроках обобщения и систематизации знаний, на уроках контроля и коррекции. Перспективно ее использование при формировании и закреплении знаний, при отработке навыков. Урок изучения нового материала так же можно провести в ТРО.
К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Рескин
Инвариантные характеристики хода учебного занятия по технологии разноуровневого обучения.
I. Этап подготовки к основному виду деятельности. Информация о цели учебного занятия, мотивация. Вводный контроль в виде теста, диктанта, проговора опорных определений, правил, алгоритмов (взаимопроверка). Коррекция выявленных пробелов и неточностей, прослушивание образцов лучших ответов, демонстрация работ. Для обеспечения полной ориентировочной основы деятельности учащихся на данном этапе им сообщается объём обязательной и сверхнормативной части работы, критерии оценки.
II. Этап усвоения новых знаний. Объяснение нового материала (в ёмкой, компактной форме, обеспечивающей перевод на самостоятельную проработку учебной информации основной части класса). Повторное объяснение с использованием дополнительных дидактических средств. Каждый ученик по мере усвоения включается в обсуждение. Занятия проходят как в группах, так и в парах
III. Этап закрепления. Обязательная часть заданий проверяется с помощью само- и взаимопроверки. Сверхнормативная часть работы вначале оценивается преподавателем, а затем наиболее значимые для класса результаты докладываются товарищам.
IV. Этап подведения итогов учебного занятия. Контрольное тестирование, имеющее обязательную и дополнительную части с использованием само- и взаимопроверки. Подсчёт учащимися рейтинговых баллов, оценка своей работы на учебном занятии. Оценки чаще всего заносятся в ведомости успеваемости класса (группы),а затем обобщаются учителем.