Обеспечение ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата Н.В.Долинина, методист МБОУ ИМЦ г. Амурск
ОТСУТСТВИЕ преемственности Мы вам подготовили таких замечательных детей, а вы… Да ваши дети ничего не знают и не умеют!!! Учитель начальной школыУчитель основной школы Содержание Цели Технологии
построение единой образовательной среды Процесс обучения Что и как оценивается? Внеклассная жизнь Отношения: Учителя –дети -родители Оформление школы Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач Совместно полученный НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Требования к педагогам и детям
АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ 1.Образование временного метод.объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год) 2.Договоренность об общих целях (портрет выпускника). 3.Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы. 4.Совместные уроки в 4-м кл. учителей осн. и нач. школы. 5.Диагностика результатов учеников на выходе из 4- го кл. 6.Открытые уроки в 5-м кл. для метод.объединения 7.Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов 8.Определение эффективности – диагностика, анализ
1шаг. Метод.объединение начальной и основной школы Создание приказом администрации образовательного учреждения временного метод.объединения учителей начальной и основной школы. Объединение создается на один календарный год – с января (начало второго полугодия одного учебного года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года). Оно должно включать учителей, которые в момент образования метод.объединения ведут 4-е классы в начальной школе и педагогов-предметников, которые на следующий год будут принимать этих детей в 5-м классе.
Трудность: Не всегда в декабре известно, кто из учителей будет работать в будущих 5-х классах. Опыт преодоления: Включать в состав метод.объединения несколько учителей по одному предмету с целью их подготовки, а также с тем, чтобы администрация в дальнейшем имела возможность выбора педагогических кадров при распределении нагрузки.
2 шаг. Согласование целей, содержания и технологий Внутри методобъединения должна быть достигнута договоренность: 1. О едином понимании целей, то есть – об уровне учебных достижений, который необходимо получить на выходе из начальной школы и далее развивать в 5-6 классах. 2. О соблюдении единых технологий и принципов образовательной системы Компромисс между педагогогами начального и основного звена: единый «портрет выпускника начальной школы» данного конкретного образовательного учреждения и единых требований, предъявляемых к нему.
3 шаг. Посещение и анализ уроков в 4-м классе Учителя основной школы посещают уроки в начальной школе по своим предметам. Обсуждение уроков организуется с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования. Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками – увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке. В ходе же обсуждения педагоги начального и основного звена уточняют свои позиции и требования, предъявляемые к ученикам. Многие из умений, которые желали бы видеть учителя основной школы у своих учеников в начале 5-го класса (процедура устного ответа, правила ведения тетрадей и т.п.), необходимо скорректировать за оставшиеся полгода начальной школы.
Трудность: Трудно организовать посещение уроков, т.к. будущие учителя 5-го класса, как правило, в данный год ведут выпускников, и им нельзя пропускать много уроков. Преодоление: Как минимум один урок надо посетить «вживую», и еще несколько проанализировать по видеозаписям. Трудность: Разные подходы к анализу урока (для кого-то важнее технологичность, деятельность, а для кого-то – детали содержания)
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФГОС (в системе «Школа 2100») Учитель:________________________. Класс:___. Предмет:__________. Тема:______________________ Фрагменты урока: виды деятельности учащихся, задания и т.д. Использование технологий деятельностного типа: Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.); Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения) Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму и др.) Какие результаты продемонстрированы: Предметные: систему основополагающих элементов знаний Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат. Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах. Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде - подтекст, концепт), сотрудничать. Личностные : оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей ( подробнее – см. табл. УУД ). Что в следующий раз можно сделать лучше? Проблемы : …………………… 1. …
4шаг. Совместные уроки в 4-м классе Разработка и проведение учителями основной и педагогами начальной школы совместных уроков в 4-х классах. Учителя начальной школы могут выступать в качестве специалистов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной – консультантами в нюансах своего предмета. На этом шаге, педагоги разных ступеней образования, делая общее дело, как раз и смогут почувствовать себя командой единомышленников, скорректировать свои позиции в плане обучения. А ученики 4-го класса познакомятся со своим будущим учителем- предметником, что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и психологически комфортным.
Три варианта реализации – три типа взаимодействия учителя начальной и основной школы: 3) Оба учителя готовят и проводят урок вместе, распределяя между собой эпизоды урока, поддерживая друг друга в течение всего урока. 2) Учителя начальной и основной школы готовят вместе конспект, а проводит урок только учитель основной школы. 1) Готовит и проводит урок только учитель основной школы, а учитель начальной школы дает только информацию о классе, темы, отдельные советы. + Сотрудничество учителей осн. и нач. школы устанавливается полностью: вместе готовим урок, вместе проводим, вместе анализируем, т.е отвечаем за него (при этом сам этот процесс может идти через острые и трудные споры, но результатом, как правило, довольны оба). + Для учеников (и для учителей) урок проходит в максимально комфортной обстановке, с минимально возможным числом шоковых ситуаций от ощущения новизны и непонятности приемов и стиля общения нового педагога. Вместо тревожности формируется установка: «в 5 классе будет хорошо, привычно, не страшно».
5шаг Диагностика нового результата в начальной школе Диагностика личностных, метапредметных и предметных результатов, а так же психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу. Задача– замерить уровень развития общеучебных умений, универсальных учебных действий на выходе из начальной школы
6 шаг Анализ уроков в 5-м классе На данном этапе необходимы посещения уроков в 5-м классе руководителем методобъединения и учителями начальной школы. Шестой шаг осуществляется, когда ученики уже перейдут в основную школу. Педагоги, отвечающие за решение проблемы преемственности должны своими глазами увидеть, как адаптируются ученики к новым условиям и требованиям.
7шаг Решение проблем адаптации Главное на этапе седьмого шага - регулярное проведение методобъединений в 5-м классе, на которых обсуждаются уроки, координируется работа и решаются возникающие по ходу проблемы.
Трудности и их преодоление: Трудность: разный диапазон владения предложенными технологиями по данному алгоритму. Преодоление: заранее (годом раньше) привлекать к работе методического объединения учителей, которые планируют работать по данной системе, с тем, чтобы они были уже информированы и смогли сразу включиться в работу. Не ограничивать методобъединение одним годом.
8 шаг Определение эффективности организации преемственности анкетирование, диагностика нового результата умений, анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива. Сравнение результатов диагностики в 5-м и 4-м классах показывает нам, как чувствуют себя ученики в новых условиях.
Трудности и их преодоление: Трудность: Некоторые учителя формально относятся к формированию общеучебных умений (УУД) учащихся, по-прежнему большее внимание уделяется ЗУН (знаниям) учащихся Преодоление: Регулярно вести наблюдение за формированием общеучебных умений (УУД) учащихся не только в виде диагностических срезов, но и через портфолио, результаты педагогического наблюдения и т.д. Шире привлекать психолога к данной работе.