Тема: «Юридические границы подросткового возраста»
Как часто подростки попадают в сложные ситуации только потому, что не знают, как поступать в той или иной ситуации, не знают правовых норм. Я сейчас вам прочитаю одно письмо, которое является с одной стороны криком о помощи, а с другой – одновременно предостережением для тех, кто еще не осознал той ответственности, которую несет на себе человек, живя в обществе. «Как говорится, незнание не освобождает от ответственности. Здесь много сидит людей из-за того, что они не знали, как сильно их накажут, если они совершат данный поступок. Молодежь, которая находится сейчас на воле, должна хоть чуть-чуть знать о нашей жизни и как, из-за каких ошибок мы сюда попали. Их нужно познакомить с законами. И мне кажется, если примут такие меры, жизнь будет лучше для подростков и, тем более, для их родителей». Вопросы к классу: - О чем письмо? - Как бы вы его озаглавили? - К чему призывает подросток? - От чего предостерегает? - Как данное письмо связано с темой нашего урока?
Эпиграф: Право существует для пользы человечества. Латинское изречение Мы, ребята, в этом классе Собрались лишь для того, Чтоб узнать законы наши О подростках и о детях, Что мы можем и не можем Что имеем и не имеем И какие есть права.
Цели и задачи: Понимать: взаимосвязь прав и обязанностей; Знать: термины и понятия «юридический возраст», «право»; юридические границы подросткового возраста; правила закона для несовершеннолетних. Уметь: давать характеристику юридических границ подросткового возраста; высказывать суждения на обществоведческие темы; работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично; осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания. дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию правовых норм на формирование подростка.
План урока: 1. Юридические границы несовершеннолетних. 2. Роль п рава в жизни человека. 3. Гражданско-процессуальный кодекс для несовершеннолетних. 4. Юридическая ответственность.
Для получения паспорта обратитесь в паспортный стол ФМС России
Введение в новый материал Задание: внимательно посмотрите на схему и прокомментируйте ее. Наличие прав и обязанностей свидетельствует о физической или социальной характеристике человека юридической характеристике человека В каждом возрасте выполняется совершенно разный круг обязанностей по отношению к своему государству
1. Юридические границы подросткового возраста Задание: работая с текстом параграфа, составьте таблицу: Юридические границы подросткового возраста КатегорияСущность Малолетние подростки Несовершеннолетние подростки Совершеннолетний
Работа над понятиями: Правоспособность – способность иметь права. Наступает с рождения. Дееспособность – способность своими действиями приобретать и реализовывать права и обязанности. Полная дееспособность наступает с 18 лет
2. Роль права в жизни человека Задание: понятие «право» получило свое название от «правда», «справедливость». Перед вами различные определения понятия «Право». Внимательно прочитайте их и найдите то, которое вам кажется наиболее правильным и точным.
Понятие «ПРАВО» Право – это… Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы. Охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять. Возможность действовать, поступать каким- нибудь образом. Основание, причина.
Задание: попробуйте на основании предложенных вариантов составить общее определение понятия «Право». Право – это система общеобязательных норм, установленных и санкционированных государством, которые регулируют отношения людей в обществе и дают возможность действовать и поступать каким-нибудь образом.
Игра «Незрячий-поводырь» Обсуждение игры после ее окончания: - Ваши ощущения от игры? - Легко ли было передвигаться? - Что мешало? - Какие изменения вы бы внесли в правила игры для ее успешных результатов? - Какие выводы вы для себя сделали?
Платон ( гг. до н.э.) Жил в Древней Греции философ и общественный деятель Платон. Однажды, потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, он решил разработать проект такого государственного устройства, которое было бы справедливым и сделало людей счастливыми. Он считал, что каждый человек должен заниматься своим делом и делать это мастерски. «Мера всех вещей – человек», считали наши предки, полагая, что все люди от природы равны.
Запомним… Человечество давно задумывалось над тем, как защитить права человека в мире. С этой целью были выработаны международно- правовые документы. Задание: познакомьтесь с ними.
Международно-правовые документы по правам человека (ребенка) Всеобщая Декларация прав человека г. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования г. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него г. Международный пакт о гражданских и политических правах г. Декларация прав ребенка ООН г. 20 ноября 1989 года – Конвенция о правах ребенка Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах г.
3. Гражданско-процессуальный кодекс для несовершеннолетних А как быть, если твои права нарушены? Согласно Гражданско-процессуальному кодексу, право: подать иск в суд с целью защиты своих прав, а также поручать ведение своего дела своему представителю (адвокату, например) наступает в полной мере с 18 лет. Это называется гражданско- процессуальная дееспособность.
Михаил Васильевич Ломоносов Общество устроено таким образом, что права одного человека оборачиваются обязанностями для другого. Это примерно так же, как происходит в природе по известному закону сохранения вещества, открытого в 18 веке великим М.В.Ломоносовым. он писал: если в одном месте материи прибавилось, то это значит, что в каком-то другом ее убавилось.
4. Юридическая ответственность В нашей стране за убийство человека, а также любое другое причинение вреда его жизни наступает суровое наказание, которое выносится судом.
Что же такое ответственность? Ответственность – это те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителям права. Задание: разбившись на группы, обдумайте ответ на следующи й вопрос: Какова цель юридической ответственности?
Сравните два документа. Какой из них вы считаете правильным, и от какого бы отказались? Позицию аргументируйте. Документ 1 Покарать. Наказать, чтобы неповадно было. Внушить страх. Документ 2 Возместить ущерб, нанесенный преступлением. Духовно и физически восстановить (исцелить) жертву и преступника, чтобы они почувствовали, что жизнь снова имеет смысл. Восстановить отношения между жертвой и преступником, то есть добиться примирения – полного раскаяния и прощения (в этом процессе принимают участие и окружающие люди).
Работа над понятиями: Юридическая ответственность – государственное принуждение к исполнению требований права; ответственность за совершение правонарушений.
Подведение итогов Что обозначает выражение «права и свободы человека»? - Как вы понимаете выражение: «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права других людей»? - Согласны ли вы с ним? - Какую роль играют правовые нормы для формирования подростка?
Прочитайте диалог. Объясните, о подростках какого возраста идет речь. В каких случаях термины «малолетние» и «несовершеннолетние» различаются и почему? Вчера вечером Коля с Машей и Женей опять играли в футбол и чуть не разбили окно на первом этаже! Что делать с этими несовершеннолетними! -Да малолетние они еще! Ветер в голове, подрастут – будут серьезнее.
Домашнее задание: Выучить §16 и выполнить разноуровневые задания: 1 вариант – привести примеры соблюдения прав и свобод человека и их нарушения из жизни современного российского общества. 2 вариант – продолжите фразы: «В 16 лет подросток уже имеет право…» «В 14 лет подросток уже отвечает по закону…»
Пожелание. В жизни вы можете оказаться в разных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет свое правильное решение. И пусть каждый чаще задает себе такие вопросы: Зачем любить и ненавидеть? Растить цветы и звезды видеть? Зачем терять, зачем искать? Зачем былое вспоминать? Зачем живые все живут? В чем смысл жизни заключен? В чем заключен ее закон? И не дает покоя мне, Моей недетской голове Один единственный вопрос: Зачем родился я и рос?
Желаю успеха!