Педагогика - наука об искусстве сотрудничества. Педагогика занимается вопросами сотрудничества с частью человечества называемой словом «Дети» Мы воспитываем отношением собеседничеством, сотрудничеством.
Идея Свободы и сотрудничества (Л.Толстой) В сознании большинства воспитывать – значит прививать культурные навыки. На самом же деле воспитывать - значит учить человека относиться к людям и к делу по-человечески. Нравственное воспитание – воспитание без особых педагогических мероприятий и для него нужна трата, сил а не времени и нервов
Идея вальдорфской школы ( Р.Штайнер) Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью. Ощущает внимание лично к нему. Это проявляется и в том, что никто не оскорбит ребенка подозрением в неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе.
Идея обучения детей без отбора (Педагоги – гуманисты) Все зависит от того как учитель представляет себе учебный процесс, какую роль отводит в нем себе и ученику. Я учу ребенка или он сам учится, а я ему только помогаю
Идея школы Сухомлинского Не сообщать истину, а открывать Познавая доказывать и доказывая познавать - в этом единстве мысли и труда как раз и рождается мировоззрение
В. Шаталов, С.Лысенкова, Ю.Макаров (самостоятельная работа учеников) Если учитель будет бережно относиться к ученику, откажется от сравнения его с другими, сможет помочь ученику осмыслить его труд, и если ребенок действительно будет верить в то, что учитель хочет ему помочь, он никогда не будет числиться в неуспевающих (когда успевают все без отбора )
Идея школы – парка (М.Балабан) Нельзя говорить ребенку «ты должен» Для того, чтобы построить новую,образовательную систему, необходимо создать внутри школы структуру разнообразных образовательных услуг и обеспечить именно детей возможностью их выбирать
Идея диалога культур (В.Литовский, С.Курганов, И.Саламадин, В.Ямпольский, В.Библер) Урок – это коллективный труд, коллективное творчество учителя и детей Мысль ребенка на уроке-диалоге рождается как ответ другому человеку – Собеседнику, ставшему в ходе внешнего спора внутренним оппонентом, или как новый вопрос, заданный этому Собеседнику.
Идея самоценности детства (школа Корчака) «Дети не объект воспитания, а сотрудники» (Я.Корчак) Воспитание повседневностью, когда любое даже незначительное событие становится предметом серьезных размышлений. «Не пренебрегай» - важный педагогический закон, потому что главное – всегда в мелочах.
Идея школы С.Френе Поскольку способности детей различны, не стоит упорствовать в своих заблуждениях считая, что можно искусственно форсировать развитие ребенка, достигая при этом больших успехов, чем сама создавшая их природа. Следует проявить мудрость и поощрить в ребенке одиночку. Школа общедоступная для детей, но элитная для учителей. Лишь одно условие игры для всех: доверие к своему Профу, учителю
Идея школы Саммерхил автор А.Нилл Теоретически разработал и практически доказал возможность существования современно другой педагогики – педагогики иной, здоровой цивилизации, которая еще не существует, но возможна. Человеческие существа хороши, они хотят любить и быть любимыми, но невежественные доктора, невежественные родители, невежественные педагоги практически всегда разрушают все своими абсурдными идеями руководства и формирования.
Идея самоценности жизни (Я.Корчак). Основная характеристика школьного уклада, с нашей точки зрения, - отношения возрастов тип событийности детско-взрослой жизни. Мы стараемся не задевать личность ребенка, не унижать его, указывая на недостатки и ошибки.
Идея педагогической поддержки (А.Витковский), центр педагогических инноваций Культуру обращенности к своим интересам, к своей ответственности, совести, к пониманию того, что я в какой-то момент себе мешаю, и я это делать не хочу, - вот, что важно воспитать в ребенке
Идея механизма высоких слов Надо помнить, что мы развиваем и воспитываем не ребенка, а человека. Человека в человеке. Педагогика без высоких слов и понятий – обман. В высоких словах может содержаться ложь, а без них все оборачивается ложью неминуемо. Совесть, правда, честь, свобода, сердце, радость, счастье, красота, добро, вера, надежда, любовь, справедливость, нравственность, долг, дух, душа, духовность… Без этих понятий нам не справиться с детьми.