Лекция 5. Военно – патриотическое воспитание Военно-патриотическое воспитание было направлено на подготовку будущих казаков-воинов, которые должны иметь высокую боевую выучку и чувство патриотизма
Военно-патриотическая подготовка мальчиков начиналась "с пеленок". Как только младенец "появлялся на свет божий", "на зуб" ему клали пулю, а ручонками давали потрогать шашку и ружьё.
Крещение В сорокадневном возрасте, после обряда крещения, казачонку прицепляли сбоку саблю. После такого традиционного ритуала отец возвращал ребёнка матери со словами: "Вот тебе казак, береги, но не балуй!"
«Посадка на коня» В три года мальчиков посвящали в казаки. На церемонию собирались все родственники, в их присутствии отец выстригал сыну волосы, давал в руки шашку и сажал на коня. С этих пор казачонок постепенно учился верховой езде
Исповедь Следующий этап жизни начинался в семь лет, когда по православным законам человек несет ответственность перед миром, ребёнок начинал сам отвечать за свои поступки на исповеди у священника.
Переход под контроль мужчин С семи лет мальчик опекался уже отцом, дедом, старшими братьями и переселялся жить на мужскую половину хаты. Переход сопровождался традиционным ритуалом: казачонок нес с собой подушку, на которой спал, будучи под опекой матери, а отец или старшие братья, принимая его, осматривали подушку и если она, по их усмотрению, оказывалась слишком мягкой, то они выбрасывали её на женскую половину со словами: "Ты уже не маленький, чтобы спать на мягком". Теперь за провинности мальчика- казака наказывал только отец, в определённые дни, по мере накопления "грехов".
Социализация мальчиков в казачьей общине Придание семилетнему ребенку статуса мужчины осуществлялось не только в семье, но и в казачьей общине. В период святок, когда среди мужчин устраивались кулачные бои, семилетние мальчики уже участвовали в них. Они начинали бой, а затем уходили в сторону, и эстафету принимали старшие по возрасту
Боевая подготовка В определенные сроки все мальчики станицы собирались на окраине, где, разделившись на две команды, под надзором стариков устраивали сражение. Потешные сражения проводились не только для забавы и заполнения досуга. Здесь мальчики проходили первые азы воинской науки, стратегии и тактики, выявлялись будущие командиры.
Награда атамана Самым ловким казачатам атаман дарил нарядные уздечки, разукрашенные сёдла, оружие. Эта первая награда ценилась так же высоко, как у древних греков лавровые венки.
Войсковые подразделения казаков - малолеток - В 80-х гг. XIX в. в строевом составе Кубанского казачьего войска были четырёхсотенный полк и батарея из четырёх орудий, состоявшая из малолеток. - Подобные подразделения создаются и в настоящее время.
Джигитовка – главный показатель казачьей верховой езды Освоению элементов верховой езды уделялось самое пристальное внимание. Джигитовка имела огромное воспитательное значение. Она основана на развитии самостоятельности и лихости до высшей степени, необычайной ловкости, гибкости и силы мускулов.
Обязательные элементы джигитовки Атаманом Кубанского казачьего войска генерал-лейтенантом М.П. Бабычем в 1909 г. был утвержден проект конных состязаний, целью которых явилось "поддержание искусства верховой езды и лихости в подрастающем казачьем поколении".
Подъём предметов на скаку «Развитие удальства и наездничества, а именно вскакивание и соскакивание с лошади на карьере, перепрыгивание с одной лошади на другую, доставание вещей с земли на скаку, а также стрельба с лошади на скаку».
Казачья двухэтажная «Пирамида» Кубанские казаки являлись природными кавалеристами. На это указывает и бытовавшая на Кубани поговорка: "Казак без седла, что черкес без кинжала".
Трехэтажная «Пирамида» Лидер движения горцев в годы Кавказской войны имам Шамиль восхищался казаками: "Замечательно! Где мои дагестанцы и чеченцы с трудом по неприступным горам отступают, там по пятам появляются казаки на своих цепких конях«.
Казачат учили метко стрелять. Показательной является игра, когда один зажимал в вытянутой руке между пальцами монету, а другой стрелял, выбивая монету, не задевая руки. В подобном упражнении вырабатывались огромная выдержка и уверенность в товарище.
Старики играли большую роль в патриотическом воспитании казачат Рассказы пожилых казаков, участников многих сражений, имели большое значение в воспитательной системе казачества.
Казачата прислушивалась к рассказам стариков о их боевом прошлом и мысленно надеялись не посрамить казачьей славы, когда настанет их время.
Составляющие системы военно – патриотического воспитания: Поэтапность ритуалов приобщения к боевым искусствам (новорожденный, 3 года – посадка на коня, 7- переход на мужскую половину хаты и участие в кулачных боях станицы, 13- изучение приёмов владения настоящим холодным оружием, 14 – участие в военных сборах со старшими). Регулярные тренировки (рубка лозы и поленьев на воде, скачки и тренировка ног, меткость в стрельбе). Рассказы стариков о военных походах. Потешные сражения в станицах (выявление лидеров). Участие в парадах в качестве зрителей. Состязания в скачках, стрельбе, рубке.
Отзыв командования о казаках «Казаки, происходя из семьи, сложившейся под влиянием боевого прошлого войска, свято чтящие его и поныне хранящие его в своей памяти, отличаются религиозностью, любовью к Родине, преданностью государю и представляют собой отличный боевой материал, стойкий в своих нравственных качествах и туго поддающийся стороннему влиянию…»