Вокзалы Санкт-Петербурга Разработал: учитель истории и культуры Санкт-Петербурга Грибова Ирина Валентиновна ГОУ СОШ 137
Московский вокзал Здание Николаевского (Московского) вокзала построено в 1847–1851 годах по проекту К.А. Тона, при участии К.А. Желязевича. В фасаде здания архитектор использовал мотивы ратушей западноевропейских городов, башня с часами указывает направление главного входа. Собственно, именно после появления Московского вокзала из перекрёстка Невского проспекта и набережной Лиговского канала появилась Знаменская площадь. Точно такое же здание было построено в Москве, на противоположном конце нового железнодорожного пути (Ленинградский вокзал).
Финляндский вокзал В 1862–1870 годах была проложена Финляндская железная дорога. По контракту она после сдачи в эксплуатацию стала принадлежать Финляндии. Это привело к тому что на железной дороге вплоть до 1917 года работали только финны. В 1870 году по проекту П.С. Купинского севернее Симбирской улицы (ныне Комсомола) было построено здание Финляндского вокзала. Главный вход в него был со стороны западного фасада, здесь возникла небольшая привокзальная площадь. Железнодорожные пути подходили к Неве, где расположилась товарная станция.
Витебский вокзал Витебский вокзал является конечной станцией первой русской железной дороги. Она соединила Санкт-Петербург с Царским Селом, называлась Царскосельской, также назвали тогда и Витебский вокзал. Дорога строилась под руководством профессора Венского Политехнического института Франца Антона фон Герстнера, по его плану вокзал должен был находиться на берегу Фонтанки. Однако средств хватило только на строительство самой дороги и вокзала в Царском Селе, планируемые затраты на сооружение железной дороги были значительно превышены. Тогда было решено построить временную станцию на Семёновском плацу у Загородного проспекта, что и было сделано.
Балтийский вокзал Балтийский вокзал был построен у Обводного канала в 1853–1857 годах. Железнодорожный узел из Санкт-Петербурга в Петергоф строился во время Крымской войны, из-за нехватки государственных средств его возводили на деньги барона А. Штиглица. Проект здания вокзала разработал архитектор Александр Иванович Кракау. Он взял за основу часть здания Восточного вокзала в Париже, изменив форму кровли с полукруглой на двускатную. В левом флигеле разместились царские аппартаменты, в правом помещения для обычных пассажиров. Под дебаркадером было обустроено два пути и три платформы. В витраже на центральном фасаде разместили уличные часы фирмы «Павел Буре».
Ладожский вокзал История железнодорожных путей у Заневского проспекта ведётся с 1912–1914 годов, когда здесь прошла соединительная ветка между Николаевской и Финляндской железными дорогами. Близ деревни Яблоневка дорога прошла по территории бывшей дачи Долгоруковых, от которой взяла название находившаяся здесь железнодорожная станция «Дача Долгорукова». В течении более чем 130 лет в Санкт-Петербурге было пять вокзалов, построенных во второй половине XIX века. Ладожский вокзал же открыт к 300-летию города, в 2003 году. Архитектор здания Никита Игоревич Явейн. В отличие от остальных петербургских вокзалов, которые являются тупиковыми, Ладожский транзитный