Министерство образования Республики Саха (Якутия) МР «Верхневилюйский улус (район)» МОУ «Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа 1 им. И.Н. Барахова» НПК «Шаг в будущее» Тема: Флористическая лексика в стихотворениях Сергея Есенина Работа ученицы 6в класса Русланы Романовой Руководитель: Т.И. Васильева, учитель русского языка и литературы
Цель Выявление роли флористической лексики в стихотворениях Сергея Есенина.
Задачи 1) определить растительную семантику в лирических стихотворениях С.Есенина; 2) выявить специфику использования лексических единиц растительной семантики в произведениях С.Есенина; 3) выявить лексемы, выражающие наиболее значимые в художественной картине мира С.Есенина образы растений; 4) определить факторы, обусловливающие особенности восприятия лексем растительной семантики в поэзии С.Есенина.
Методы исследования: описательный, сопоставительный, элементы компонентного анализа. Новизна: В данной работе сделана попытка раскрытия роли флористической лексики в стихотворениях С.А. Есенина.
Практическая значимость Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при исследовании флористической лексики в творчестве других художников слова.
Лексика «Растение» Лексика, «растение», в художественной картине мира Сергея Есенина распределяется на группы: древесные растения, травянистые растения, плоды. Древесные растения - в этой группе в свою очередь выделяют следующие подгруппы: а) лексемы, называющие целое древесное растение; б) лексические единицы, называющие часть древесного растения; в) лексические единицы, называющие совокупность древесных растений.
Лексемы,называющие целостное древесное растение Береза Ива Только ивы над красным бугром/ обветшалым трясут подолом. Ракита Клен Старый клён на одной ноге Черемуха Сыплет черёмуха снегом... Рябина Не от холода рябинушка дрожит Яблоня Рассвет рукой прохлады росной сшибает яблоки зари Белая берёза под моим окном /принакрылась снегом, точно серебром (зима)…
Лексемы, называющие целостное древесное растение Берёза – 14, ива (и её разновидности) – 5, клён – 7, липа – 3, сосна – 2, черёмуха – 5, рябина - 5.
Лексические единицы, называющие часть древесного растения Лист Ветка Лист - 9 Ветка - 8 Ветки в художественном мировос- приятии С.Есенина часто сравнивается с руками человека (Удержи ты ветками, как руками меткими; …берёза, веткой утираясь, говорит сквозь слёзы; мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь) или лапами животного (Клён и липы в окна комнат, ветки лапами забросив, ищут тех, которых помнят), а также с женскими волосами (у берёзы «косы-ветви», черёмуха «ветви золотистые, что кудри завила»).
Лексические единицы, называющие совокупность древесных растений Лес Пуща Бор Роща Чаща Перелесица Лес – 15 Роща - 7
Лексика, называющая травянистые растения Ковыль Лебеда Крапива Камыш Купыри Ковыль – 1, лебеда – 2, крапива – 2, камыш – 1, купыри – 1.
Номинации травянистых растений Дикорастущие травы - 4 Цветы - 13 Сельскохозяйственные растения - 12
Лексемы злаковых растений Рожь Овес Солома Рожь – 3, овёс – 5, солома – 3, колос – 1.
Номинации цветочных растений Резеда Ландыш Кашка Мак Роза – 8, василёк – 2, резеда – 1, ландыш – 1, мак – 1, ромашка – 2, шафран – 1, колокольчик – 1, кашка (клевер) – 1.
Лексемы- плоды Овощи: морковь Фрукты: слива, дыня, яблоко Ягоды: смородина Капуста – 1, морковь – 1. Яблоко – 2, слива – 1. Смородина – 1.
Выводы Таким образом, количественный состав и группы лексем, частотность употребления номинаций определённых растений являются важными средствами выражения индивидуально-авторской картины мира Сергея Есенина, а, следовательно, играют важную роль в её восприятии читателем.
Заключение Проведённый анализ показал, что в лирике Сергея Есенина лексемы служат для выражения лирического события или переживания. Флористические лексемы в лирике Сергея Есенина служат для описания состояния деревьев, листьев, травы, так как изменения в их развитии и биологические фазы существования обусловлены временем года.
Заключение Лексемы могут также служить для описания эмоционального состояния лирического героя, поскольку в поэтической картине мира весенний расцвет природы сравнивается с радостью, ожиданием любви и её началом, лето – с расцветом чувств, осень – с грустью, разочарованием, зима – с охлаждением и утратой любви.