Урок русского языка в 7 классе Учитель Кошелева Евдокия Павловна МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» Кушмангортский УКП
Причастие. Повторение и обобщение изученного Цели: расширение знаний учащихся о роли причастий в речи; развитие навыков самостоятельной работы в различных видах деятельности; воспитание любви к родному краю, ответственного отношения к тому, что нас окружает.
Многие писатели и поэты в своих произведениях признавались в любви к малой родине, посвящали ей самые лучшие строки. Для нас с вами малая родина – это наш Пермский край, Чердынский район. О нем мы и будем сегодня говорить. А помощником нашим станет причастие и всё, что мы о нём узнали. Некоторые отрывки для анализа взяты из стихов Светланы Володиной.
Морфологическая разминка Родная музыка берез, Весенних рощ очарованье, Пора безумных светлых грез, Души светлеющей дыханье… Светлана Володина Родная музыка берез, Весенних рощ очарованье, Пора безумных светлых грез, Души светлеющей дыханье… Светлана Володина
Я, причастие ____________________________, происхожу из семьи ___________________ и _____________________________. Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________ время, ______________________ вид. Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________ время, ______________________ вид. Мать (____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________. Мать (____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________. Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа. Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа. Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – _______________________________. Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – _______________________________.
Родная музыка берез, Весенних рощ очарованье, Пора безумных светлых грез, Души светлеющей дыханье… Косогор На все четыре стороны – простор. Такое только в Чердыни бывает- Одежды парусами раздувает Обветренный пологий косогор…
Кама Кама – крупная и полноводная река, протекающая по территории Пермского края. Кама Кама– крупная и полноводная река, которая протекает по территории Пермского края.
Какую часть сложноподчиненного предложения необходимо заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? Екатерининский тракт – дорога, которая проходила по северным опушкам дремучих лесов, которые до сих пор сохранились в Чердынском районе.
Много рек и озер в Чердынском районе. Наука, изучающая происхождение географических объектов, называется топонимикой, а названия рек и озер – гидронимами. Пособие «География Чердынского района», стр Задание: выпишите 3 гидронима с объяснением названия. Вставьте, где возможно, причастие. Образец. Дикое –озеро, заросло камышом, лилиями; вода выглядит чёрной. - Дикое – озеро, заросшее камышом, лилиями; вода выглядит чёрной.
Суффиксы причастий Прочитайте схему -УЩ (ЮЩ) -ОМ, -ЕМ -АЩ (ЯЩ) -ИМ -ВШ, -Ш - ЕНН, ЁНН -НН, Т, ЕН
Только свет, окунувш…йся в травы, Пробудит зачарованный лес, Наблюдавший ночные забавы Повелителей древних чудес. Чердынь – старый талисман, Наделё…ный дивной силой. Март далёкий, скативш…йся с гор В обагривш…ю волны зарю, Пел, сиял и над лесом парил… Запряжёт зима во саночки хрустальные Трёх коней летучих, взмоет в небеса И примчится в наши северные, дальние, Диким ветром прозноблён…ые леса… Правописание суффиксов причастий
Синквейн 1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное. 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное
Образец синквейна Цветок Замечательный и красивый. Растёт, развивается, радует. Любит, чтобы его поливали. Роза.
Работа Сложная, интересная Развивает, просвещает увлекает Учиться – всегда пригодится Знания
На выбор: 1. Составить для одноклассников тест по теме «Причастие» из 10 заданий. 2. Написать сочинение-миниатюру «Мой любимый уголок природы», (можно предложить свою тему, употребив в нем одиночные причастия и причастные обороты). Д о м а ш н е е з а д а н и е
Это счастье огромное, Это радость безмерная – Возвращаться на родину После дальних дорог. Мы, конечно же, помнили, Как любовь свою первую, Этот тонущий в зелени, Милый наш городок. Церковь Иоанна Богослова, 1718 г. г. Чердынь
А в родимом краю и березки другие, И душистей сирень, зеленей тополек. Много мест на земле – только в нашей России Может каждый по сердцу найти уголок. И куда бы он ни был заброшен судьбой, И каких бы дорог после не было пройдено, Человек будет знать – у него за спиной Есть всегда крепкий тыл – его малая родина! Любите свой край, изучайте его историю. И как бы вы далеко ни уехали, пусть вам захочется сюда вернуться!
Спасибо за работу !